П О Д І Ї
 
29 декабря. Концерт студенческого симфонического оркестра (дирижер – Юрий Насушкин)
25 грудня. Виступ капели бандуристів
24 декабря. «20 взглядов на Младенца Иисуса» (исполнитель - Кирилл Звегинцов, Швейцария)
26 декабря. Концерт проекта «Детская филармония».
18 декабря. Концерт «Даруємо свято солдату!»
17 грудня. ХVII обласний конкурс«Вища школа Харківщини – кращі імена»
17 декабря. Концерт Игоря Чичканова (фортепиано
16 грудня. Парад ансамблів (кафедра народних інструментів України)
14 грудня. Прем’єра спектаклю «Білий пароплав. Після казви»
4-5 грудня. Участь у фестивалі-лабораторії «АртТЮЗарТ»
11 декабря. Новое амплуа камерного оркестра ХНУИ



29 декабря. Концерт студенческого симфонического оркестра (дирижер – Юрий Насушкин)
ИГРАЮЩИЙ ДИРИЖЕР, ФЛЕЙТА-ПИККОЛО И ДРУГИЕ НЕОЖИДАННОСТИ

Вечер 29 декабря выдался по-настоящему предновогодним. За окном – заснеженные улицы и спешащие в предпраздничной веселой суете горожане. А в большом зале Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского – сияющая елка и сотни радостных лиц, предвкушающих встречу с шедеврами классической музыки.

На финальный концерт 2015-го года собрал своих друзей студенческий симфонический оркестр ХНУИ им. И. П. Котляревского (художественный руководитель и дирижер – Юрий Насушкин). Этот концерт стал итогом активной творческой деятельности коллектива в прошедшем полугодии. Среди его достижений – участие в XXII международном музыкальном фестивале «Харьковские ассамблеи» и гастрольная поездка в Германию (Нюрнберг, Берлин), где оркестр представил несколько сложных программ (исполнение Третьей симфонии Й. Брамса, Первого концерта П. Чайковского). После такого насыщенного графика ребята в канун Нового года – новая программа.

Начало концерта стало сюрпризом как для слушателей, собравшихся в зале, так и для самих оркестрантов. Вместо дирижерской палочки в руках появившегося на сцене Юрия Насушкина оказалась скрипка. Играющий дирижер – всегда гордость оркестра, ведь такой музыкант может не только объяснить оркестру, как следует играть, но и на деле доказать свою точку зрения с инструментом в руках. Сольный номер Юрия Насушкина (Баллада Ч. Порумбеску) внес нотку непредсказуемости в предстоящий вечер и стал отличным началом концертной программы, которую продолжил концерт для флейты-пикколо Антонио Вивальди. Ослепительный До мажор, светлая, радостная музыка и мерцающий, словно отражающийся в елочных огоньках тембр флейты-пикколо в руках Ксении Коновал (класс заслуженного артиста Украины Аркадия Войнова) создавали праздничное, приподнятое настроение.





Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона – один из самых популярных в скрипичном репертуаре – прозвучал в исполнении Александра Капралова (класс профессора Сергея Евдокимова). Сменяющие друг друга лирические и фантастически-скерцозные темы поочередно вспыхивали то в партии солиста, то в партии оркестра, заставляя слушателей вспомнить о состязательности как о главном принципе жанра концерта.

В завершение первого отделения оркестр исполнил увертюру из оперы Карла Марии фон Вебера «Оберон». Эта музыка наполнена яркими, театральными образами персонажей сказочного повествования. Перед слушателями возникали картины то воздушных эльфийских танцев, то озаренных лунным светом волн океана, а темперамент и артистизм Юрия Насушкина подчеркивали характерное для оперной музыки К. Вебера соединение магии и игры.

Центральным номером второго отделения стал концерт для фортепиано с оркестром №1 Фредерика Шопена в исполнении Дмитрия Старцева (класс народной артистки Украины, профессора Татьяны Веркиной). Написанный совсем юным композитором, этот концерт, по словам Р. Шумана, проникнут отзвуками моцартовских концертов. Но здесь рояль – уже не соперник оркестра, а романтический герой, полностью владеющий вниманием публики.

Финальным аккордом концерта стал хор рабов «Va pensiero» из оперы «Набукко» Джузеппе Верди, названный критиками «хоральной фреской» или «драмой для хора». К оркестрантам присоединился студенческий хор ХНУИ им. И. П. Котляревского (художественный руководитель С. Н. Прокопов), в чьем исполнении и прозвучала молитва еврейских изгнанников, плачущих о потерянной родине.

Прошедший 2015-й год был насыщен яркими концертными событиями, и этот концерт стал достойным его завершением, подарившем слушателям радость от встречи с любимой классической музыкой.
Полина Кордовская,
студентка кафедры специального фортепиано



29 декабря. Оптимистический итог 2015 года (о концерте симфонического оркестра ХНУИ имени И.П. Котляревского).

29 декабря в Большом зале ХНУИ им. И. П. Котляревского состоялся заключительный концерт года с участием студенческого симфонического оркестра университета и солистов. Симфонический оркестр ХНУИ им.И. П. Котляревского стал одним из главных триумфаторов 2015 года, осуществив гастрольный проект «Харьков–Нюрнберг–Берлин». Для любого оркестра профессионального уровня это – событие, что уж говорить о студентах. Выражая благодарность художественному руководителю и главному дирижеру оркестра – Юрию Насушкину, и дирижеру оркестра – Ирине Вербицкой, хочется поблагодарить и самих оркестрантов за их большой труд и энтузиазм.

29 декабря студенческий оркестр с нескрываемым волнением выходил на сцену. Программа – настоящий подарок для слушателей. По мере исполнения произведений, она открывалась заинтригованному слушателю с новых сторон. Начинался концерт произведением, которое напомнило главное событие уходящего года в культурной парадигме нашего города, а именно "барочные" ХХII Харьковские ассамблеи. В 2015 году фестиваль заново открыл для нас «красоты и причуды» музыки эпохи барокко, столь отдаленной для нашего восприятия. А в этот вечер прозвучал концерт А. Вивальди С-dur для флейты-пикколо. Солистка Ксения Коновал смогла передать одну из любимых творческих задумок композитора – легкость и виртуозность. Казалось бы, само свирельное звучание инструмента диктует прозрачность исполнения, однако именно высокая профессиональная точность позволяет создать тот неповторимый образ, который был воплощен в игре исполнительницы.

Один из шедевров скрипичной литературы – концерт для скрипки e-moll Ф. Мендельсона – был исполнен Александром Капраловым с мужественным порывом,  даже самые лирические темы зазвучали с  нотками драматизма.

Дмитрий Старцев играл романтический концерт для фортепиано с оркестром №1 Фредерика Шопена по-своему, сдержанно и уверенно, оставляя «в скобках» его поэтическую сторону.
После яркого, искрящегося как фейерверк, исполнения увертюры к опере К.М. Вебера «Оберон» праздничное настроение решительно заполняло атмосферу, поднимая статус концерта. Поэтому  финал его, без преувеличения, был похож на праздник музыки и слова. Хор из оперы «Набукко» Дж. Верди в исполнении студенческого хора (художественный руководитель С. Прокопов) и симфонического оркестра  под мощным и обаятельным управлением Юрия Насушкина прозвучал не просто торжественно, но призывно, радостно. Он объединял всех присутствующих преддверием чего-то большого, перемены в новом грядущем 2016. Мы тоже вспомнили о том, что Новый год следует встречать с хорошим настроением и любовью к своей профессии.


Элеонора Максютенко


25 грудня. Виступ капели бандуристів
Святковий дарунок від «Сонця»







25 грудня у Великій залі ХНУМ ім. І. П. Котляревського відбувся новорічний концерт капели бандуристів «Сонце», який мав назву «Щедрий вечір». Щедрий він, бо музиканти щедро ділилися із слухачами яскравим святковим настроєм. На мій погляд цей колектив є найбільш креативним у нашому університеті. Увесь вечір із облич присутніх не сходила приємна та доброзичлива посмішка. Ні для кого не секрет, що музою та художнім керівником капели є завзята, темпераментна, завжди сповнена нових ідей –  Надія Мельник. Саме завдяки цій енергійній та щирій людині концерти капели завжди мають шалений попит. Вони проходять настільки легко та невимушено, що здається, що ти не у концертному залі, а вдома, де найкращі друзі зібралися поспівати пісень. Обрамленням свята став виступ фольклорного гурту «Фарби» із Академії культури. У їхньому автентичному виконанні прозвучали різноманітні щедрівки, які занурили присутніх у атмосферу різдвяних свят. І ось, на сцені з`явився головний персонаж вечору – капела бандуристів «Сонце». Уже після першого номеру зал наповнився драйвовим настроєм. Лірична «Країна мрій» у виконанні бандуристок створила фантастичну атмосферу свята, а ритмічні мотиви бубна так і манили слухачів до танцю. Прем`єрне виконання «Щедрика» Олега Скрипки завдяки новому поетичному тексту дозволило переосмислити давно знайому мелодію. Родзинкою концерту став виступ тріо «Цимбандо»: Олександра Савицька (цимбали), Надія Мельник (бандура), Петро Юха (кобза-контрабас, сопілка). Феєричний номер «Драйвколо» настільки захопив присутніх своїми роковими ритмами гурту «Queen», що під час соло кожного інструменту весь зал почав відстукувати  славнозвісний ритм. Подарували слухачам артисти і «Зимовий мікс» популярних класичних творів у майстерній сучасній обробці. Цього вечора на сцені виступали і сольні виконавці: А. Яновська та Н. Мельник, які виконували твори сучасного бандуриста-композитора Г. Матвіїва. У завершенні концерту на сцену знову вийшла капела бандуристок у повному складі. У комедійній театралізованій формі Надія Мельник представила кожного учасника і разом із учнівським колективом «Слобожаночка» із ДМШ №5 м. Харкова вони виконали фінальну пісню-гімн «Зберемося роде». Зал аплодував стоячи. І найголовніше – що ці оплески дійсно були щирими.

Леся Герасименко


24 декабря. «20 взглядов на Младенца Иисуса» (исполнитель - Кирилл Звегинцов, Швейцария)
20 ВЗГЛЯДОВ НА ЛИК РОЯЛЯ

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
И. Бродский

24 декабря, в канун католического Рождества, в полумраке Большого зала Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского происходила настоящая мистерия. Этот вечер ознаменовался уникальным событием: Кирилл Звегинцов, украинский пианист, живущий в Швейцарии, принес харьковчанам в дар исполнение одного из самых загадочных фортепианных циклов XX века – «20 взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана.



Наверное, нельзя было бы подобрать более уместное для рождественских праздников сочинение. Оливье Мессиан – удивительная личность в музыкальном искусстве. Этот человек с нелегкой судьбой, прошедший ужасы войны, плена и концентрационного лагеря, смог сохранить нетронутым, не искалеченным мировоззрение, в центре которого на протяжении всей жизни композитора находились попытки осознания и осмысления истин католической веры. Фортепианный цикл «20 взглядов на младенца Иисуса», написанный в 1944 году, – одно из самых глобальных сочинений в творчестве О. Мессиана и пример переосмысления образов Евангелия в истории мировой художественной культуры. Он представляет собой 20 своеобразных фортепианных медитаций.

Нужно отдать должное стремлению пианиста Кирилла Звегинцова, решившегося на воплощение столь сложной задачи: на протяжении более чем двух часов он находился на сцене, не теряя непосредственного контакта с публикой. В центре всего вечера был, конечно, рояль, на обнаженных струнах которого пианист говорил со слушателями о Боге (а может быть, и с Богом?). Конечно, ни у кого из присутствующих не возникло сомнений в трансцендентной сложности цикла и предельном техническом совершенстве пианиста, с легкостью воплощающего замысел композитора. Но и это было не главным. На сцене совершалось некое священнодействие, в котором участвовали все присутствующие в зале. Из-под пальцев Кирилла Звегинцова возникал Звук – то воздушный, бесплотный, мерцающий, то экстатически-взволнованный, то ликующий и величественный, подобно застывшей музыке архитектуры великого Антонио Гауди. В угасающих и вновь рождающихся звучаниях жила созданная О. Мессианом мистическая гармония.

Это исполнение не было попыткой создания новой канонической версии цикла О. Мессиана. Это был всего лишь взгляд на него, брошенный Кириллом Звегинцовым сквозь время, который дал возможность всем присутствующим в канун великого праздника ощутить отголосок «чуда веры», так чтимого О. Мессианом, совершив с его помощью это удивительное  музыкальное причастие.

Полина Кордовская

 


26 декабря. Концерт проекта «Детская филармония».
Музыкальное путешествие

В предновогоднем маршруте Деда Мороза по театрам и концертным залам Харькова была одна особенная остановка. 26 декабря его встретили в большом зале ХНУИ имени И.П. Котляревского, где состоялся очередной концерт проекта «Детская филармония», организованного доцентами ХНУИ Ириной Сухленко и Юлией Николаевской,благотворительным фондом «Харьковские ассамблеи» и Областным учебно-методическим центром повышения квалификации работников культобразовательных учреждений.

Заключительный концерт 2015 года назывался «Музыкальное путешествие: страны, города, времена…». Вместе с юными ведущими, школьниками Юрием Сухленко и Марией Кочолодзян, зрители совершили увлекательное путешествие во времени и пространстве: прослушали музыкальные и поэтические произведения разных стран и эпох, узнали о культурных особенностях некоторых национальностей. Каждое выступление сопровождалось тематическими фотографиями, а музыкальное путешествие по странам и городам стало ещё и знакомством с различными детскими коллективами.

Ансамблевому музицированию уделяют самое серьёзное внимание в ДМШ № 13 (директор – «отличник образования Украины», обладатель 2-х почётных знаков Министерства культуры Украины Зоя Колесник). На этом концерте одна из лучших базовых школ города представила два коллектива: ансамбль бандуристок «Співаночка» и смешанный оркестр народных инструментов (руководитель - Aннa Aлейникова).









«Співаночки» ярко подтвердили своё название исполнением известной украинской песни «Земле моя, земле» (муз. Е. Кухарцa, сл. М. Негоды) из репертуара народной артистки Украины Раисы Кириченко (1943-2005). Но сегодня вместо густого мощного меццо-сопрано прославленной певицы мы услышали нежные высокие девичьи голоса – и знакомая песня вдруг заиграла неожиданными красками. Оркестр народных инструментов (гитары, домры, бас-балалайка, баян, ударная установка) колоритно исполнил популярное произведение Л. Гранозио «Испанская гитара». В составе оркестра играли не только ученики школы, но также и преподаватели. «Педагогика сотрудничества» уменьшает дистанцию между педагогом и учеником, одаривает ребёнка уверенностью в своих силах и, самое главное, - позволяет играть сложные произведения, давая юному музыканту мощный стимул для дальнейшего роста и несомненное удовольствие от качественного исполнения «здесь и сейчас».



Аналогичным педагогическим задачам отвечает шумовой оркестр, позволяющий самым маленьким ученикам музыкальной школы принимать участие в ансамблевой игре. Шумовой оркестр ДМШ№1 им. Л. Бетховена (руководитель - Евгения Данилова) в прошлом учебном году в своей школе выступил с целым отчётным концертом. Сегодня они представили одно, но очень яркое произведение самого выдающегося композитора Кубы Э.Лекуона (1895-1963) – «Сибоней» (1929). В исполнении шумового оркестра джазовая песенка о любви (слово «сибоней» на Кубе сначала означало «ловец жемчуга», а затем стало нарицательным – «дорогой мой человек») зазвучала по-детски трогательно. Евгения Проценко (фортепиано) подчеркнула мелодическую насыщенность композиции, а маленькие участники оркестра старательно «пронизали» её афро-кубинскими ритмами (автор ритмической композиции – Е. Данилова), используя различные инструменты, в том числе и редкий инструмент африканского происхождения агого, купленный Евгенией Валентиновной специально для этого произведения. Обратил на себя внимание маленький мальчик с большим барабаном – Арсений Чуйко, который ответственно справился со своей непростой задачей. «Ты, наверное ударник»? – спросила я у ребёнка. «Нет, я духовик. Сейчас я играю на блок-флейте, а когда подрасту буду играть на кларнете. Я мечтаю выступить на этой сцене с кларнетом», - поделился маленький музыкант. Мечты, родившиеся в канун Нового года, должны сбыться!

Пианисты из посёлка Южный - Д. Гринчак, М. Сугрун, В. Бертенева, Е. Шамрай – волшебством своих «умных пальчиков» перенесли слушателей в центр музыкальной культуры, исполнив «Венский вальс» К. Гурлитта (1820-1901), написавшего много симпатичных произведений для начинающих.



Старшеклассники ХССМШ-и - Ю. Сухленко (фортепиано), Н. Поляков (скрипка), О. Пономарёва (виолончель) продемонстрировали высокий уровень ансамблевого музицирования, сумев точно выразить диалектическую гармонию художественного мышления А. Пьяццоллы, соединяющего «кабарешное» танго со сложным и умным языком высокой европейской музыки. Ребята сумели напомнить об агрессии и эротизме данного жанра, насыщенного откровенными чувственными порывами, и при этом подняться до высокого драматизма. Совсем ещё юные музыканты убедительно доказали, что у двух различных миров (танго и академической камерной музыки) есть точки соприкосновения, и они – в трагизме повседневности, выражающемся то ли в пронзительной истории любви, состояться которой мешают внешние обстоятельства, то ли в ощущении тотального одиночества человека, не могущего быть до конца понятым и принятым Другим.

За такой глубокой трактовкой произведения – работа целого педагогического коллектива ХССМШи, включая не только педагогов по спрециальности, но и преподавателей истории музыки, литературы. Соединяет же всё в единое целое преподаватель камерного ансамбля Елизавета Авочарова, которая умеет «за нотной пустыней открывать детям миражи образов». А умение это даётся только тем, кто не разделяет своё время на «работу» и «после работы», а соединяет его в единое целое под названием «жизнь».. Возможно, ученики ХССМШи рано взрослеют; возможно, постигают сложности человеческих отношений посредством музыки ещё до собственного жизненного опыта, но они входят в современный мир взрослых не наивными несмышлёнышами, а зрелыми людьми, готовыми к приятию сложности и неоднозначности бытия...

Эти размышления подтвердил и совсем юный баянист М. Алейников (ДМШ №5), исполнивший популярный вальс французского музыканта (бандонеониста) Т. Мурено (1917-1970) – «Индиференц». Программное название направляет эмоции в русло безразличия. Но разве о том, что вызывает безразличие, можно написать и сыграть музыку? Миша выигрывал каждый звук так проникновенно - без всякого намёка на безразличие – что подумалось: «А может оно и не нужно - это наигранное безразличие? Люби всем сердцем. пока любится, ведь влюблённости нечего стыдиться, даже если она неразделённая». А ведь устами младенца...
В. Мальцев (ДМШ №4) перенёс нас в эпоху барокко, исполнив популярную «Прелюдию» к хритианскому гимну «Te Deum» М.-А. Шарпантье (произведение используется как музыкальный «гимн» Евровидения). Чаще это произведение исполняется на флейтах, блок-флейтах, трубе, а гобой с его задумчивым, немного грустным, мечтательным звуком, казалось, не подходит для этой радостной музыки, прославляющей Господа, но юный гобоист доказал, что его инструмент умеет не только печалится, но и быть, как заметил Г. Берлиоз, «лучом надежды».

А. Блинцова (ДМШ №5), наоборот, привнесла в светлую мелодию польки («Полька» Е. Дебренко) краску светлой печали. Словно вся грустная история преследования и уничтожения домры в ХVII веке «тишайшим» Алексеем Михайловичем отразилась в щемящей кантилене, исполненной тоненькими пальчиками маленькой девочки, которая преодолела пластико-металлический треск, присущий практически всем начинающим домристам, и научила свой маленький инструмент петь.

Впервые в проекте «Детская филармония» солировал альт в руках ученицы ХССМШи Л. Меленчук. Лалита, проживающая в интернате, специально задержалась в Харькове на каникулах, чтобы сыграть «Граве» чешского композитора периода классицизма И.Бенды. Сольное выступление юной альтистки ещё раз подтвердило, что альт – полноценный инструмент с удивительно глубоким, немного приглушённым, бархатным голосом. Задумчивая, сдержанно печальная мелодия И. Бенды заставляла вспомнить то биографию композитора (его полный отказ от музыки после неудачи с получением места капельмейстера в немецкой опере), то полюбившийся образ вочеловеченного демона из романа Вл. Орлова «Альтист Данилов» (1981).



Другая ученица ХССМШи В. Сметана с помощью арфы (негромкие нежные тающие звуки действительно создали ощущение миража) перенесла нас в чудесный райский сад – мавританский сад в Испании (Густавсон, «Мавританский сад»). Арфа – редкий гость на современной сцене, но благодаря учительскому энтузизму Ларисы Клевцовой в ХССМШ-и создан единственный в Украине полный класс арф (9 учеников) и ежегодно проводится Открытый конкурс арфистов.

И, наконец, маленький гитарист М. Демьянченко представил Школу педагогической практики при ХНУИ им. П.И.Котляревского. Хорошим, красивым звуком Марк (ученик 3 класса) исполнил «Tанго» Т.Стачак и «Медовую розу» Райнера Фалька. Немного удивило, что стул и подставку для маленького гитариста вынес на сцену Заслуженный артист Украины, профессор класса гитары Владимир Доценко. Моему вопросу Владимир Игоревич даже немного удивился: «Никогда не думал, что мне почему-либо (звание и степень тут вообще ни при чём) неудобно усадить ребёнка на сцене. Всегда стараюсь поступать целесообразно. Марк – способный ученик, но опыт выступлений у него ещё небольшой. Важно, чтобы в начале выступления он не заволновался. Вот я и вышел вместе с ним, чтобы ему было спокойно. Да и посадка очень важна для гитариста, за этим в таком юном возрасте должны следить педагоги. Учитель Марка – мой студент. Но пока я контролирую его, ведь учительство – это то, что приходит с опытом. Никогда не оставляю практику на самотёк. Ни один урок! Не согласен с теми педагогами, которые считают, что студент должен сам проводить уроки, а с методистом только консультироваться. Студент может просто не увидеть тех проблем, которые увижу я».

В концерте также были представлены и вокальные номера. Проникновение в народный характер продемонстрировали А. Бризицкая (ДМШ№5), исполнившая «Сулико», В. Шломин (ДМШ №10), который вошёл в образ Джеймса Бонда через композицию «Skyfall». Аспирант университета искусств Л. Цзитао блистательно исполнил китайскую народную песню. Все без исключения слушатели отметили прекрасный голос Аршада Гейдарова (ДМШ №15), исполнившего попурри на темы украинских и итальянских песен. Его тёплая лирическая манера исполнения наглядно продемонстрировала утверждение лингвистов о том, что эти языки сходны по мелодичности.

Ярким украшением концерта стали миниатюры театра «С.Т.И.Х.», который создала выпускница Университета искусств и Цирковой студии Анастасия Шевченко. Её подопечные продемонстрировали зрителям синтетический театр, сочетающий пластику тела с кукольным представлением.



Рождественская колядка на греческом языке была прочитана маленькими членами городского греческого общества «Гелиос», впервые принимающими участие в концертах Детской филармонии. Испанский и французский национальный колорит усилила студентка факультета иностранных языков ХНУ им. В. Н. Каразина Евгения Папакица. Гостья читала в оригинале стихотворения французских поэтов и обучила зрителей рождественской песенке на испанском языке. Таким сотрудничеством двух университетов публика была очень довольна.
Завершился концерт рождественской песней в исполнении вокального ансамбля «Харьковские соловушки» (ДМШ№3) и, конечно же, сладкими подарками от Деда Мороза. 2015 год завершился, но в 2016 году зрителей ждёт много интересного. В частности, в феврале планируется концерт «Детской филармонии» совместно с Ландау-центром - «Музыка и физика». Приходите!
 


Татьяна Казакова, Ирина Нырка, ХНУ им. В. Каразина


18 декабря. Концерт «Даруємо свято солдату!»

Концертом «Даруємо свято солдату!» бандуристи Харківського національного університету мистецтв імені І.Котляревського розпочали привітання українців з Новорічно-Різдвяними святами. Акцію для військовослужбовців та населення м.Старобільськ Луганської області організували та провели Харківський університетський колегіум, Харківський національний університет мистецтв імені І.Котляревського, Харківська державна академія культури, Харківський національний технічний університет «ХПІ», Благодійний фонд «Даруй добро» за підтримки Харківської обласної державної адміністрації та Луганської військово-цивільної адміністрації. Бурхливими оваціями проводжали слухачі бандуристок класу кандидата мистецтвознавства, доц. Мандзюк Л.С. та чудову капелу «Сонце» під керівництвом ст.викладача Мельник Н.В. «Підсолодили» свято солдатам солодощі від харківського підприємця Васильченко С.С. (фірма «Сват»).









17 грудня у ХНАТОБі відбулася урочиста церемонія нагородження переможців ХVII обласного конкурсу «Вища школа Харківщини – кращі імена».

Завідувач кафедри оркестрових струнних інструментів, професор ХНУМ, Холоденко Л. О. був нагороджений дипломом «За високі досягнення в творчій та культурно-просвітниціькій діяльності».

Хор ХНУМ імені І. П. Котляревського, диригент - Анна Савельєва,


студенти театрального факультету (читці).



17 декабря. Концерт Игоря Чичканова (фортепиано)

17 декабря 2015 года в большом зале Харьковского национального университета искусств имени И.П. Котляревского неожиданно много людей. Почему неожиданно? Да потому, что играет пока мало знакомый публике студент 2 курса кафедры специального фортепиано Игорь Чичканов.

Сложно сказать, что привлекло внимание публики. Возможно, кто-то слышал Игоря в концертах классах его педагога – профессора Натальи Викторовны Горецкой, а может быть сыграла свою роль заявленная в афише «Лунная соната» Л. ван Бетховена…… Ясно одно – те, кто, отложив предновогодние хлопоты, пришли на концерт, не просто получили удовольствие, они запомнят этот концерт, благодаря мастерству исполнителя, удивительной атмосфере в зале и теплому приему публики, вызывавшей артист на поклон после каждого номера программы.



Программа концерта представила нам трех композиторов, чьи имена «на слуху» всегда и особенно в 2015 году, когда весь мир отмечает памятные даты, связанные с именами И.С. Баха, Л.ван Бетховена и А. Скрябина. Такой огромный стилевой диапазон, очень сложен для любого музыканта, но Игорь Чичканов справился со своей задачей достаточно убедительно.

Мы с удовольствием и неослабевающим вниманием следили за развитием голосов в трехголосной инвенции ми бемоль мажор И.С. Баха, ждали развязки конфликта и наслаждались покоем в сонатах №14 и №15 Л.ван Бетховена, удивлялись многообразию градация фортепианного звучания в Прелюдиях ор.11 и «Поэме к пламени» А. Скрябина.

Необходимо отметить, что как настоящий артист Игорь не просто захватил все внимание публики, но и был готов бисировать) Так что нам остается только поблагодарить пианиста и его педагога за прекрасный вечер и пожелать творческих успехов!!!

СИ


16 грудня. Парад ансамблів(кафедра народних інструментів України)
Феєрія ансамблів
(від кафедри народних інструментів України)

Зима – чи не найкраща пора року. Хоча інколи і досить специфічна. Коли як не взимку можна проводити скільки завгодно часу для свого задоволення? Що робити вдома, коли о 16.00 уже темно? У місті – це найкращий час для культурного та естетичного збагачення. Тож не дивно, що Харківському національному університеті мистецтв після 17.00 тільки починається життя. І кожного дня воно вражає своєю неповторністю.

Щороку у грудні, за ініціативою завідувача кафедри народних інструментів України Снєдкова І. І., проходить грандіозний парад однорідних та мішаних ансамблів, що уже стало доброю традицією. Ось і цього року 16-го грудня був один із незабутніх вечорів, підготовлених студентами та викладачами кафедри. Слухачі мали можливість почути та побачити унікальні міксти різних груп інструментів (і не лише народних): дуети, квінтети, секстети та навіть міні-оркестри. Кожен ансамбль відрізнявся неповторністю та мав свою родзинку, чи то у незвичайному  тембровому забарвленні, чи у новизні виконуваного твору. Концерт мав дуже насичену програму: що не номер – то відкриття. Зовсім у новому світлі переді мною постали цимбали. Адже, не так часто доводиться чути джазові ритмо-мотиви у їхньому звучанні. Широкі виразові та технічні можливості цимбал продемонстрував дует «C`est la vie» (О. Власенко та А. Логвиненко), який виконав «Присвяту» В. Луце. Особисто я не думала, що цимбали можуть так  самодостатньо  та колоритно звучати як сольний інструмент (до цього зустрічалася з ними як із акомпонуючим в ансамблевому складі). Лейтмотивом вечору була музика А. П`яцоли, оскільки 11 березня 2016 року виповниться  95 років від дня народження аргентинця. Тому червоною ниткою концерту стали ритми та інтонації пристрасного танго, які перепліталися із українськими народними мотивами. Олександр Пшеничних (гітара) та Ольга Ільяшенко (скрипка) чуттєво виконали Танго №2 із сюїти «Історія танго» А. П`яцоли. Злагоджена та експресивна гра музикантів створила у залі камерну, теплу атмосферу. У виконанні дуету бандуристок (Наталії Чередниченко та Анни Яновської), прозвучала пісня О. Дігтяр «Лелеченьки». Виразні дівочі голоси – альт та сопрано – із доповнюючими бандурними переливами гармонійно злилися в єдину музичну стихію та щиро передали сумний зміст пісні. Денис Дараган (баян) та Костянтин Трикозюк (балалайка), виконавши «Веселу кадриль» Євгена Тростянського, зарядили  зал танцювальною енергетикою. Особливо хочеться відмітити майстерність виконавця на балалайці. Густе та насичене тремоло, виконане без медіатора!, а лише  кистю руки , ще раз довело слухачам, що технічні можливості балалайки необмежені (не дивлячись на лише 3 струни). У 1-му відділенні були представлені виключно малі ансамблі, переважно дуети.

Після короткої перерви на сцену вийшли великі ансамблі і навіть міні-оркестр.  Дівоче тріо «Con Grazia» під час виконання «Хлопчика із Бачіно» А. П`яцоли, спираючись на музичну драматургію твору, для підсилення інтимної атмосфери вдалося до світлових спецефектів. Світло в залі було приглушене на початку твору, на кульмінації воно яскраво спалахнуло і наприкінці, коли музичний розвиток добігав кінця – знову засутеніло.   Експресивний та барвистий секстет народних інструментів «Колорит» під керівництвом Яни Данилюк переніс слухачів в атмосферу справжнього єврейського свята, виконавши славнозвісну «Єврейську пісню». Здавалося, присутні от-от підуть в танець. Кульмінацією концерту став запальний виступ ансамблю «Carpe diem» (керівник Андрій Стрілець). Ефектна поява туби на сцені у середині «Бубамари» Г. Бреговича викликала шалений подив та захоплення слухачів. Завдяки майстерному володінню інструментами та дещо театралізованій грі музикантів на сцені, цей колектив був викликаний публікою на «біс».

Думаю, що таке видовище ще довго обговорюватимуть, і наступного року присутніх у залі буде як мінімум на половину більше.
 
Леся Герасименко


14 грудня. Прем’єра спектаклю «Білий пароплав. Після кави»

14 грудня – на кафедрі акторської майстерності та режисури театру анімації театрального факультету (V курс, художній керівник Фесенко С.Я.) відбувся прем`єрний показ вистави «Білий пароплав. Після казки» (Чингіз Айтматов), режисер – Дмітрієва О.Ф., художник – Денисова Н.М.









11 декабря. Новое амплуа камерного оркестра ХНУИ.

В небольшом, уютном, светлом зале;
белые рубашки музыкантов,
в чёрном - концертмейстер у рояля).
Вздрагивали струны, трепетали...
Забывались глупые заботы.
Музыканты раскрывали ноты.
Под живыми, чуткими перстами
вздрагивали струны, трепетали...
(А. Данкеев)

11 декабря в большом зале Харьковского Национального Университета Искусств им. И. Котляревского состоялся концерт студенческого камерного оркестра (художественный руководитель Л.О.Холоденко). Антон  Холоденко был дирижером и одновременно скрипка-соло. На концерт пришло немалое количество слушателей, поклонников таланта Антона, которые ждут его ежегодный приезд в Харьков и выступления на нашей сцене как интересного музыкального праздника. Он сам ведёт программу, активизирует её перфомансом, блестяще чувствует драматургию и темпоритм представления. Поэтому каждое выступление становится не просто концертом, а  художественным представлением, в котором музыканты общаются со зрителями без «протокола», вживую, эмоционально соединившись в одно целое.

Первыми  прозвучали концерт №2 Ми мажор для скрипки с оркестром И.С. Баха и фантазия и вариации Н. Паганини на тему из оперы Дж. Россини «Моисей в Египте». Перед исполнением А. Холоденко рассказал легенду об этом произведении, а во время исполнения вышел в зал к слушателям. Публика слушала, затаив дыхание, и благодарила исполнителей овациями.



 Весёлым сюрпризом программы стала сюита для струнных американского композитора  Л. Андерсона. Jazz legatto своей легкой и светлой мелодией навеяло атмосферу американских новогодних фильмов. Jazz pizzicato и «The Syncopated Clock» («Синкопированные часы») «пробудили» слушателей. А неожиданная «The Typewriter» («Пишущая машинка»), в которой помимо струнного оркестра солисты «играли» на старой печатной машинке (найти такую машинку дело, кстати, непростое) открыло серию «музыкальных приколов». Два солиста старательно печатали, создавая ритм-секцию произведения. «Печатную машинку» бисировали, как, впрочем, и  «Plink, plank, plunk» с использованием свистка и «Sandpaper ballet» («Балет наждачной бумаги). Солист на наждачной бумаге виртуозно держал темп и достойно тёр ритм танцевальных мелодий Л.Андерсона.



Мы вместе с восторженными слушателями долго выражали благодарность исполнителям, а после концерта нам удалось задать короткие вопросы автору, дирижеру, солисту и гостю Антону Холоденко.
-Сложно ли было достигнуть взаимопонимания с оркестром? Ведь не так просто дирижировать оркестром, будучи самому солистом.
Нет. Ребята знают меня давно, мы с ними работаем «на одной волне», и поэтому никаких проблем не возникло, все комфортно чувствуют себя в ансамбле.
Во время исполнения фантазии и вариации Н. Паганини Вы спустились в зал к публике. Это было заранее продуманное решение или импровизация?
Это было наполовину импровизация. Я люблю двигаться во время исполнения. К тому же я ходил по сцене, чтобы музыканты лучше могли меня услышать, для лучшего контакта.
Программа концерта сегодня вызвала большое обсуждение. Многие были приятно удивлены.
Вообще, такая программа немного несовместима. Но сейчас предрождественское время. Баха и Паганини я недавно играл. «Моисей» в этой программе является как бы переходным произведением. Паганини я не совсем классически  исполняю, приближая его к джазу.
Большое спасибо Вам за концерт и интервью.

 Беседовала Анастасия Царенко.


4-5 грудня. Участь у фестивалі-лабораторії «АртТЮЗарТ»

У п’ятницю, 4 грудня, в Харківському театрі для дітей та юнацтва (ТЮГ, Полтавський Шлях, 18) відбулася третя театральна ніч у рамках драматургічного фестивалю-лабораторії «АртТЮЗарТ» - «Призраки у театрі», у організації та проведенні якої активну участь прийняли викладачі та студенти театрального факультету.

Студенти V курсу кафедри майстерності актора драматичного театру та кіно показали на фестивалі виставу-тренінг за мотивами твору Ричарда Баха «Чайка Джонатан Лівінгстон», режисер – старший викладач Марія Бораковська, художній керівник курсу – Садовський Л.В. Також Марія Бораковська разом з викладачами школи акторської майстерності «Тісто» провела акторський тренінг – «Нічний Замес ТІСТО». А викладач кафедри театру анімації Анастасія Шевченко показала власну моновиставу «Зелене порося».

Головна ціль фестивалю – популярізація дитячого театру серед творчої молоді та пошук і мотивація до створення актуальної сучасної п`єси для дітей та юнацтва. Кошти, зібрані під час «Ночі з АртТЮЗарТ», підуть на розвиток проекту «Лікарняні клоуни в Харкові», учасники якого приносять гарний настрій в дитячі медичні установи для дітей-пацієнтів, а також допомагають з адаптацією дітям-переселенцям.





 

 

 
Події листопада 2015
Події жовтня 2015
Події вересня 2015
Події червня 2015
Події травня 2015
Події квітня 2015
Події березня 2015
Події лютого 2015
Події січня 2015
 
Події грудня 2014
Події листопада 2014
Події жовтня 2014
Події вересня 2014
Події травня 2014
Події квітня 2014
Події березня 2014
Події лютого 2014
Події січня 2014
 
 
Події грудня 2013
Події листопада 2013
Події жовтня 2013
Події вересня 2013
Події червня 2013
Події травня 2013
Події квітня 2013
Події березня 2013
Події січня-лютого 2013
Події грудня 2012
Події листопада 2012
Події жовтня 2012
Події вересня 2012
Події червня 2012
Події травня 2012
Події квітня 2012
Події березня 2012
Події лютого 2012
Події січня 2012
Події листопада 2011
Події жовтня 2011
Події вересня 2011
Події травня 2011
Події квітня 2011
Події січня 2011