П О Д І Ї
 

29 декабря. Концерт фортепианной музыки. Исполнитель – Валентин Смолянинов (класс ассистентуры-стажировки народной артистки Украины, профессора Татьяны Веркиной)
24 декабря. Отчетный концерт симфонического оркестра ХНУИ имени И.П.Котляревского
20 декабря. Концерт хоровой музыки памяти Юрия Ивановича Кулика
19 декабря. Закрытие Международного фестиваля "Дни новой музыки. Харьков 2012"
19 декабря. Вечер ансамблевой музыки.
14 декабря. Концерт лауреатов конкурса им. Гната Хоткевича
8 грудня. Концерт хорової музики до ювілею композитора Віктора Мужчиля. Концертна зала Харківської обласної філармонії
8 декабря. Концерт Ярославы Сердюк (фортепиано)
7 декабря. Концерт Молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский». Дирижер Юрий Яковенко. Солист – лауреат м/н конкурсов Даниил Австрих (скрипка, Германия)
4 декабря. Концерт традиционной музыки. Ансамбль «Стежка»
4 декабря. Вечер памяти народного артиста Украины Александра Сергеевича Барсегяна
2 грудня. Концерт «Прем’єри»
1-2 декабря. Международный фестиваль гитарного искусства


29 декабря. Концерт фортепианной музыки. Исполнитель – Валентин Смолянинов (класс ассистентуры-стажировки народной артистки Украины, профессора Татьяны Веркиной).

Проводник  между композитором и слушателем

Бурными овациями открывался вечер 29 декабря. И послужило этому не только предновогоднее настроение, а и столь ожидаемый сольный концерт  всеми любимого, неординарного пианиста, лауреата международных конкурсов и ассистента-стажера второго года обучения – Валентина Смолянинова, обучающегося в классе народной артистки Украины, профессора Татьяны Веркиной. Само появление на сцене пианиста вызвало уже неподдельный восторг. Важно заметить, что, несмотря на то, что до Нового года оставались считанные дни, слушатели с удовольствием посещали неимоверное количество концертов, устроенных нашим университетом, дабы еще и еще подзарядиться тем настроением, которое дарит классическая музыка.

Начался концерт с «Чаконы» И.С.Баха в чудесном переложении Брамса для левой руки. В аннотации к этому произведению написано, что в концертный репертуар пианистов "Чакона" не входит и чаще всего используется в качестве этюда для разработки техники левой руки. На мой взгляд, довольно смело называть этот шедевр обычным «упражнением». С первых мгновений звучания зал погрузился в тишину, в свой мир, где пианист полностью распоряжается мыслями и чувствами людей. С точки зрения техники игры пианист уподобляется скрипачу, с его нагрузкой на левую руку. Тем более, Брамс сам отмечал, что «тут была цель подражать в ощущениях в левой руке пианиста ощущениям в левой руке скрипача, когда в ней – весь контроль, вся музыка». Валентину с истинным мастерством удалось передать полное ощущение владения левой рукой, полноты звучания обеих рук. Кроме того, не простой задачей также является необходимость удержать с первой до последней ноты «стальной» характер музыки, не поддаться порыву собственных чувств, что нашему исполнителю, несмотря на неимоверную темпераментность, почти всегда удавалось.

Замечательным контрастом стал цикл 24 прелюдий Фридерика  Шопена. Любой цикл миниатюр представляет всегда сложность для пианиста. Ведь всем известно, что миниатюра требует особой внимательности, сосредоточенности, быстроты реакции на изменения в музыке. Особенной сложностью данного цикла является масштабность  замысла композитора. Шопену удивительно удается передавать музыкой эмоцию, окраску, картинность каждой тональности. Задача же пианиста – лишь стать  верным  проводником между композитором и слушателем. Хотелось бы отметить несколько прелюдий в исполнении Валентина Смолянинова. Конфликт двух жанровых основ: хоральности и речевой декламации  особенно впечатлил в  прелюдии №4 e-moll. Три волны развития  приводят к торжеству хоральной фактуры. Венский бал с изысканной мазуркой - вот те эмоции, которые возникли при прослушивании 7 прелюдии A-Dur. Невероятную мужскую харизму Валентина, распространившуюся на всю аудиторию в E-Dur прелюдии, сложно было не выделить: маршеобразный ритм на фоне фанфар в басу и некий гимн (триольность в двухдольном размере) впечатляют с первых звуков. Очень сложная по структуре и замыслу также Прелюдия №15, крайние разделы которой представляют собой перекличку ноктюрна с танцем - легкой мазуркой. Безусловным контрастом выступает средний раздел – траурный марш. Достойным  завершением цикла стала 24 прелюдия, известная каждому: от самых юных слушателей до уже опытных мастеров. Невероятную виртуозность и артистичность проявил исполнитель, за что и был вознагражден бурными овациями. Восторженные слушатели три раза заставляли вновь и вновь подниматься на сцену пианиста, явно не желая отпускать его без номера «на бис». И вот он – «Турецкий марш» Моцарта был исполнен с невероятным достоинством и великолепным чувством юмора. Остается лишь пожелать творческих успехов Валентину Смолянинову и как можно больше замечательных концертов в нашем университете, собирающих великолепную публику и дарящих  праздничное настроение.
  Екатерина Гаранич


24 декабря. Отчетный концерт симфонического оркестра ХНУИ имени И.П.Котляревского.

Многолюдный по составу исполнителей на сцене и даже по гостям-слушателям, собравшимся в зале, этот отчетный концерт мало походил на простую сдачу программы. Части симфоний, концерта, программное произведение были исполнены в этот вечер студентами – симфоническим оркестром ХНУИ имени И.П.Котляревского под управлением студентов кафедры симфонического дирижирования.

Как один из этапов формирования собственного дирижерского стиля, этот концерт можно назвать удачным, так как каждый из молодых дирижеров заметно отличался друг от друга не только мастерством владения дирижерскими схемами, но и артистичностью, очевидно, заложенной на генетическом уровне.

Неслучайно профессия дирижера относится к одной из самых сложных в музыкальном мире, потому и путь к успеху в ней выстлан терновыми лабиринтами. Любой концерт начинающих дирижеров может стать, при желании, предметом критики, ибо чтобы перейти из формата «рукомахательства» к искусству, необходимо не только хорошо знать теорию, но и отточить мастерство на практике, управляя немалым коллективом музыкантов. И в этой сфере Галине Крупской не было равных. Ей, студентке 3 курса, удалось убедить публику в своем профессионализме. Это не только уверенная постановка за пультом и ясность жестов, это еще и контакт с оркестром, который предстает как послушный и отзывчивый коллектив. Галина обладает еще и редкой строгостью, собранностью, благодаря чему монументальные полотна могут звучать, не утомляя слушателей своей протяженностью. Хорошо прослеживаются драматургические линии – как в 1 части Симфонии №5 П.И. Чайковского, так и в Фортепианном концерте №1 Л.ван Бетховена (солистка – Дарья Дашутина). Обучаясь в классе Ш.Г.Палтаджяна и Ю.В.Янко, Галина Крупская синтезировала опыт своих преподавателей с традициями величайших дирижерских школ – Е.А. Мравинского и В. Жордания, преломив их сквозь призму женского начала в своей технике.

Сергей Неверов – студент 4 курса класса В.Д.Куценко – очевидно, самый зрелый и опытный исполнитель. Чувствуется, что лирика 3 части Симфонии №3 И.Брамса необычайно близка темпераменту дирижера. Ему хорошо удалась повествовательность, эпичность, но, видимо, увлекшись ею, Сергей потерял жилку напряженности, тот нерв трагической предопределенности, без которого невозможно представить исполняемое им произведение.

И, наконец, Роман Ущаповский, студент 3 курса класса В.Д.Куценко исполнил на концерте 1 часть Симфонии №8 Л.ван Бетховена и произведение харьковского композитора Д.Клебанова (за что ему особая благодарность) – «Думы» из украинской сюиты. Очевидно, что Роман только начинает привыкать к работе с оркестром, так как создалось ощущение, что свойственная ему скромность и некоторая робость в жестах не дала вполне раскрыться дирижерскому таланту.
Не знаю, можно ли упрекать студентов в отсутствии свободы в исполнительстве, скорее, это станет пожеланием для дальнейшего совершенствования в этой нелегкой профессии. И вполне закономерно, что свобода сможет прийти только с практикой работы с оркестром, и чем больше ее будет, тем быстрее мы станем свидетелями рождения новых талантов на дирижерском Олимпе Харькова.
  Ольга Шубина


20 декабря. Концерт хоровой музыки памяти Юрия Ивановича Кулика.

Зимним вечером 20 декабря полный зал слушателей собрался на концерте, проходившем в стенах Харьковской областной филармонии и был памяти заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Юрия Ивановича Кулика и приурочен к 75-летнему юбилею со дня его рождения. Мероприятие состоялось по инициативе преподавателей кафедры хорового дирижирования Харьковского университета искусств имени И.П. Котляревского и, особенно, заведующего кафедрой Сергея Прокопова.

Сам Юрий Иванович, выпускник Харьковской консерватории, на протяжении 25 лет бессменно руководил хором студентов кафедры, на протяжении десяти лет (1973-1983) был заведующим кафедрой, а с 1983 по 1988 был проректором по учебной работе. Звучание хора под его руководством отличалось широкой  славянской распевностью, исполнительской гибкостью, ярким художественно-образным содержанием.

По словам А. Пушкина, «талант – есть предрасположение к труду». Ю. И. Кулик полностью был предрасположен и отдан своему профессиональному делу. Он хотел возродить профессиональную хоровую жизнь Харькова. Хор студентов под его руководством вел активную концертную деятельность. Родившись в маленьком селе на Полтавщине, хормейстер вобрал в себя всю самобытность вокальной музыки этого края. Репертуар он выбирал разнообразный: от классики до современной музыки, так же звучали его собственные обработки и аранжировки. Любимым композитором Юрия Ивановича был И. Шамо. Для его хора писали такие известные харьковские композиторы как В. Борисов, В. Золотухин. Его ученик, а ныне декан исполнительско-музыковедческого факультета В. Матюхин создал периодизацию его творческого пути: становление, годы зрелости и вершина. Но, к сожалению, в 1988 году полёт мастера был прерван. Главной его задачей было возрождение церковной и духовной музыки. Её выполнили уже последователи и ученики Ю. И. Кулика.
 
Также Юрий Иванович был блистательным педагогом. Среди его учеников такие известные хоровые педагоги и дирижёры, как Владимир Матюхин, Эрнст Кузьма, Дмитрий Бондаренко, Евгения Кучерова, Виктор Королевский, Римма Зубаха, Феодосий Васечко, Валерий Башевский, Виктор Портной, Анатолий Ивченко, Владимир Чичкань, Дмитрий Бабич, Анатолиц Згонников и др.

В концерте принимали участия исключительно хоры, с которыми в разное время работал сам Юрий Иванович. Это хоры «Скворушка» Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества (художественный руководитель и дирижёр – Юлия Иванова), ХМУ им. Лятошинского (худ.рук. и дирижёр – Александр Линьков), хор оперной студии ХНУИ им. Котляревского (главный хормейстер и дирижёр – Наталия Белик-Золотарьова, хормейстер – Татьяна Карпова), хор исполнительско-музыковедческого факультета ХНУИ им. И.П. Котляревского, который в свое время и создал Ю. И. Кулик (худ. рук. и дирижёр – Денис Дорошенко), академический хор Харьковской государственной академии культуры (худ. рук. и дирижёр – Вячеслав Бойко, хормейстер – Виктория Воскобойникова) и хор кафедры хорового дирижирования ХНУИ им. И.П. Котляревского (хормейстеры: Владимир Кутлуев, Денис Дорошенко). Также хором продирижировал студент 5 курса Харьковского национального университета искусств, стипендиат премии им. Ю. Кулика (первый студент!) Алексей Фартушка. Хор по его руководством исполнил произведения Г. Генделя – Коронационный Антем. В целом, в концерте прозвучали произведения как зарубежных композиторов, так и отечественных, в том числе – обработки самого Ю. И. Кулика. Особенно стоит отметить произведения харьковских композиторов: «свежее» Lacrimosa Виктора Мужчиля и фрагменты из Всенощного бдения Владимира Кутлуева, с солирующей ангельским голосом Мариной Черноштан. Не менее блестяще своё соло с хором оперной студии исполнила солистка ХНАТОБ им. Н. Лысенко Юлия Вакулович в произведении «Любовь святая» Георгия Свиридова.

После концерта заведующий кафедрой хорового дирижирования Сергей Прокопов поздравил конферансье Елену Рощенко, участников концерта и всех присутствующих с таким замечательным творческим вечером и пообещал, что весной его кафедра организует фестиваль имени Ю.И. Кулика в стенах нашего университета.

  Александр Здолбников



19 декабря. Закрытие Международного фестиваля "Дни новой музыки. Харьков 2012"

Трехдневный форум новой музыки в Харькове венчался масштабным трехчасовым концертом закрытия, который прошел 19 декабря в Малом зале ХНУИ имени И.П. Котляревского. Весь концертный вечер меня терзала дилемма – насколько формат фестиваля отвечает камерности зала? С одной стороны, столь серьезный форум, безукоризненно организованный, с множеством гостей-участников и обширной программой мероприятий имеет право посягнуть на более амбициозные концертные площадки, нежели 58 аудитория, похожая, скорее, на конференц-зал. Но, с другой стороны, та атмосфера близкого общения с незнакомой музыкой, которая буквально окутывала каждого слушателя, сидящего в зале, стала идеальным решением проблемы контакта исполнителя с залом, нахождения той единой эмоциональной волны, которая и приносит удовлетворение от прослушанного и исполненного произведения музыкального искусства.
Очень порадовало разнообразие звучащей музыки. При единстве временных рамок, в которые были созданы произведения (конец ХХ – начало ХХІ века), настоящим калейдоскопом замелькали стили и авторские почерки, география которых уходила далеко за границы европейского континента. От Украины и России до США, Кубы и Японии – у нас, в Харькове этим вечером звучала музыка ультрасовременная и актуальная. Причем, наравне с мэтрами композиторских школ, такими как А. Шнитке, Дж.Прескотт, Л.Брауэр на суд публики были представлены и сочинения студентов ХНУИ имени И.П. Котляревского, которые ничуть не уступали в качественности исполнения и музыкально-образного содержания.
Невозможно оставить без внимания исполнительскую самоотдачу, с которой на сцену выходил каждый выступающий музыкант. Несмотря на свою молодость, а может и благодаря ей, исполнителям удалось убедить нас, слушателей, что новая музыка может звучать интересно, завораживать своим обилием диссонансов и фонических приемов.
Бесспорно, описать словами три часа ярких впечатлений – задача сложная. Но в знак благодарности и организаторам фестиваля, и молодым композиторам, и, конечно же, исполнителям, постараюсь вкратце излить чувства и переживания от полученного заряда бодрости, чтобы в словах увековечить великое действо, которое в Харькове имело место быть.
Начнем с малого. Соло.
Фортепиано известно своим богатством выразительных средств и уж для кого, как не для современного композитора этот инструмент раскрывается всеми возможными частями и деталями. Ощутить все экспериментальные пробы клавиш, педалей и струн мы смогли благодаря произведению «Звоны» харьковского композитора В.Наливайко (ученика Д. Клебанова), которое прозвучало в исполнении Дениса Бочарова. Очевидно, что композитор, озаглавив так свое сочинение, дал аллюзию на хрестоматийные «Колокола» М.П. Мусоргского и С.В. Рахманинова, трактовав звукоподражание в крайне авангардном ключе. «Звоны» написаны в 4х частях и с первых же звуков, помимо имитации колокольного грохота, вызывают у слушателя беспокойство за сохранность дорогостоящего инструмента. Не уверена, что искусство в таком контексте требует жертвы, особенно если произведение написано в крупной форме.
Еще одним фортепианным соло отличилось произведение А.Шнитке – «Посвящение Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу» для 6 рук. Исполнители – Ольга Макухина, Максим Шадько, Михаил Фомин. Написанное на 3 темы из музыки великих русских композиторов («Юмористическое скерцо» для четырех фаготов С.Прокофьева, Китайский марш из оперы «Соловей» И.Стравинского и Полька из балета «Золотой век» Д.Шостаковича), произведение очень остроумно разделяет стилистические контуры каждого композитора. В одной рояльной клавиатуре слились в единстве места-времени-действия три пласта фактуры, три личности композиторов и трое исполнителей, которые при обилии кластерных созвучий, обыгрывающих скерцозные темы, в конечном итоге достигли фирменного «шниткинского» консенсуса – трезвучия До-мажор. Поистине, как заметила ведущая концерта – Юлия Николаевская – самый настоящий пастиш!
Сольными пассажами концертную программу обогатили и исполнители кафедры народных инструментов. Так, Юрий Дьяченко представил слушателям авангардный баянный стиль, в котором стираются грани нотного текста и импровизируемого исполнителем материала. Таковым стало произведение польского композитора Веслава Ченчала «Cadenzia», полученное Юрием из рук самого автора. Сложно с профессиональной точки зрения «не баяниста» оценивать художественную ценность прозвучавшего произведения, но однозначно можно утверждать, что миниатюра, каковой является «Cadenzia», поражает эффектностью и необычностью использованных приемов игры.
Также современную музыку представил и Михаил Кужба, исполнив «Мозаику» и «Каприччио» из сюиты для цимбал соло молдавского композитора И. Якимчука. Очевидно, что автор ориентировался на этнические традиции своего народа, опираясь не только на родной для Молдовы тембр цимбал, но и используя знаковые остинатные элементы, вписывая их в остродиссонантный контекст.
Невозможно представить ни один концертный вечер современной музыки без ударных инструментов, которые на сегодняшний день переживают настоящий расцвет в композиторской практике всего мира. И ровно также закономерно, что в концерте, проходящем в стенах нашего университета, невозможно не услышать одного из самых талантливых выпускников последних лет – Давида Давидяна, в совершенстве владеющего искусством игры на маримбе. Со свойственным ему очарованием (желтый галстук-бабочка здесь тоже создавал определенный имидж), музыкант исполнил «Chain» японского композитора Казунори Мияки. То ли так близки были ассоциации с японскими мультфильмам аниме (известно, что композитор пишет к ним музыку), то ли таким эффектом может обладать маримба в руках профессионала, но казалось, что музыка раскрыла ирреальные образы, фантастически рисуя новый мир, полный ярких неевропейских красок.

Продолжим. Ансамбли.
Одним из самых грандиозных ансамблей вечера стал октет тромбонов с тремя перкуссионистами. Открыв концертный вечер, музыканты задали высокую планку, исполнив «Изоритмическую токкату» американца Дж. Прескотта. Именно благодаря стараниям художественного руководителя ансамбля, доцента Олега Федоркова, который лично привез из Соединенных Штатов ноты этого произведения, мы имели возможность познакомиться с такой неординарной и увлекательной музыкой. При тембровой экзотичности ансамбля, Токката поразила буйством ритмики (не случайно она и названа изоритмической), чудной полифонией, совершавшейся в тромбоновом многоголосии и среди многочисленных ударных.



Симпатичные миниатюры от студента-композитора Руслана Каширцева прозвучали в исполнении трио деревянных духовых – Елизавета Сухина (гобой), Руслан Каширцев (кларнет), Евгений Попов (фагот). Решенные в традиционном для духовых образном строе – игриво-скерцозном, «Три сказки: «Волшебные часы. Музыкальная шкатулка. Балаган» приятно порадовали изящностью формы и уместной лаконичностью в использовании выразительных средств.
И еще одна студенческая работа – Эхсана Таваккола, названная «Интродукция и шесть вариаций а стили» впечатлила своими лирическими эпизодами. Композитору удалось передать поразительное свойство временного фактора музыки, создав особое ощущение «дления времени» (по А. Бергсону). Не это ли традиция, корнями уходящая в родную для Эхсана иранскую культуру, с типичной неспешностью развития и томностью неги? Следует заметить, что исполнители очень тонко прочувствовали специфику стиля композитора, воссоздав впечатляющие образы, заложенные в музыке. К слову, произведение исполнял ансамбль в составе: Кирилл Устиновский (флейта), Руслан Каширцев (кларнет), Катерина Сокурец (виолончель), Сергей Корепанов (фортепиано).

Финал. Квартеты.
«Nocturnum Quartet» (Анаит Ваноян, Ксения Косарева, Катерина Захарова, Виктор Рекало) – прекрасный коллектив, который мне лично импонирует не только потому, как музыканты играют, но и тем, что они играют. Это всегда современная музыка – сложная, необычная, но чрезвычайно интересная. На этот раз коллектив исполнил Девятый квартет польского композитора А.Кошчува, который автор в рукописном виде любезно передал в Харьков для музыкантов. Интересно было следить за развертыванием всего музыкального целого: от аллюзий на «Лебедя» К. Сен-Санса и до удивительных сонористических приемов, с тонкой градацией звука в партии каждого исполнителя и смелых алеаторных эффектов, благодаря чему выстраивалась стройная одночастная композиция квартета.







Сходными путями, только в ином тембровом направлении идет «Kharkov Guitar Quartet»: Максим Трянов, Ирина Половинка, Сергей Гаркуша, Андрей Брагин. Пропагандируя новейшую гитарную музыку, делая необычные переложения современных произведений, квартет ведет активную концертную деятельность как на Украине, так и за ее пределами. Их выступление – это всегда удача для слушателя, так как музыканты не только умеют превосходно создать образ, но и артистично его преподнести. Оттого современная музыка (особенно для неискушенного слушателя) приобретает свойственное ей обаяние и шарм. В исполнении гитарного квартета прозвучали цикл «Реверберанс» американского композитора-флейтиста и доктора философских наук – Д.Кесснера, а также знаковое для самого ансамбля произведение кубинского композитора Л.Брауэра «Кубинский пейзаж с румбой» для препарированных гитар.
Квартетной закуской стало выступление зажигательных народников, играющих в стиле «гоп-стоп» – «Весела банда» в составе: Антон Барсуков (балалайка), Сергей Илларионов (балалайка контрабас), Михаил Кужба (цимбалы), Юрий Дьяченко (баян). Традиционный народный дух, витающий в исполняемой ими музыке, заряд энергетики с почти рокерскими притопами и балалаечными соло тоже, как нельзя кстати, вписывается в контекст новой музыки. И пусть нет там авангардности в гармониях – все четко и ясно вокруг тонико-доминантовой сферы, но как альтернативное направление качественной популярной музыки «Весела банда» убеждает. Вниманию публики были представлены «Concerto Grosso» Н. Будашкина и зажигательные «Валенки» А. Широкова в аранжировке «Терем-квартета».

Вместо эпилога.
Новая пастораль, эльфийские пейзажные зарисовки венчали заключительный концерт фестиваля. В исполнении ансамбля – Василий Иванов, Анна Шимчук (флейта) и Сергей Корепанов (фортепиано) прозвучала умиротворяющая песнь британского композитора Яна Кларка, под названием «Майа». Тот ажиотаж, который сегодня раскручивают в масс-медиа вокруг культуры племени майа, кажется таким мелочным и суетным на фоне столь одухотворенной музыки. Настоящие картины величия, сакральной гармонии, наконец, истинного катарсиса мы смогли испытать, покидая концертный зал.
Что ни говори, а фестиваль «Дни новой музыки» доказывает, что современная музыка есть, что она нужна и исполнителям и слушателям, потому надеемся, что новые встречи с ней не заставят себя долго ждать.
  Ольга Шубина
Фото: Эхсан Таваккол


19 декабря. Вечер ансамблевой музыки.

«О музыка!
Волшебница и ведьма,
Ты даришь нам блаженство и любовь.
В пучину страсти погружаешь вечно,
И вечно к облакам возносишь вновь»
В.Я.Брюсов

19 декабря большой зал ХНУМ им.Котляревского был заполнен любителями  камерной музыки и поклонниками главного  инициатора  и вдохновителя  музыкального вечера – преподаввтеля кафедры камерного ансамбля и квартета Эммы Куприяненко. С  первыми звуками  слушатели  как бы  перенеслись  в  то время, когда в домах меценатов были популярны музыкальные встречи.
В первом отделении прозвучал фортепианный  квинтет  Ф.Шуберта  «Форель»  – вершина классико-романтического стиля. Прекрасно, когда есть возможность послушать произведение в тандеме ученика с наставником. Сегодня мы услышали лауреатов  международных конкурсов Евгения Музыканта, Викторию Кравец, Виктора Ашмарина, Александру Першину  и, собственно, Эмму Куприяненко. Строго выдержанный стиль, профессионализм  исполнения  был принят  публикой  с восторгом. Ансамбль звучал как единый музыкальный организм, исполнители тонко прочувствовали причудливые изгибы музыки Шуберта.
Во втором отделении прозвучал  «Большой секстет» Es-dur для фортепиано и струнного квинтета  М.Глинки.  Эмоциональность  и распевность русской  музыки  были искусно переданы  все тем же звездным составом, к которому присоединился  скрипач  Роман Седоволосый. Это было достойное продолжение  такого яркого  и  запомнившегося  всеми концерта. За один вечер публика получила возможность почувствовать себя частью двух разных культур. Неудивительно, что восторгам не было конца и исполнители были награждены бурными овациями благодарных слушателей!
  Екатерина Гаранич,
I курс, фортепиано


       14 декабря.  Концерт лауреатов конкурса им. Гната Хоткевича
В теплой, уютной домашней атмосфере прошел замечательный концерт лауреатов конкурса им. Гната Хоткевича. Вечер был посвящен 135-летию со дня рождения Г. Хоткевича – украинского музыканта, писателя, историка, композитора, искусствоведа, этнографа, педагога, театрального и общественно-политического деятеля, благодаря которому в 1925 году в Харьковском музыкально-драматическом институте был открыт класс бандуры.
С 1998 года в Харькове раз в три года проводится Международный конкурс исполнителей на украинских народных инструментах имени Гната Хоткевича, в котором принимают участие бандуристы-инструменталисты, бандуристы-певцы, цимбалисты, свирельщики, домристы, кобзари. Традиционно в обязательную программу они должны включить пьесу, специально созданную для этого конкурса одним из харьковских композиторов. Еще одна особенность конкурса – исполнение в третьем туре произведения с оркестром.
Вот поэтому в первом отделении концерта принимал участие студенческий оркестр народных инструментов под руководством заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Бориса Михеева. В его транскрипциях прозвучали и некоторые произведения, такие как «Пушкинский вальс» и скерцо С.Прокофьева, ария из «Бразильской бахианы» Э. Вилла-Лобоса. Наряду с этими  сочинениями в программу концерта были включены произведения П. Куликова, Б. Михеева, К. Дебюсси, А. Гайденко и других композиторов.  Особенно запомнились выступления Сергея Костогрыза, старшего преподавателя кафедры народных инструментов Украины, лауреата международных конкурсов, замечательно исполнившего Концертные вариации для балалайки с оркестром П. Куликова, и обладателя Гран-при на конкурсе им. Г. Хоткевича в 2001 году Наталии Костенко, прекрасно сыгравшей Три пьесы из «Русской тетради» для домры с оркестром Б. Михеева.  
Во втором отделении концерта слушатели наслаждались камерной музыкой. Здесь были представлены произведения для цимбал, бандуры и домры. М. Кужба (цимбалы) и Т. Ефимова (фортепиано) исполнили  Концерт-рапсодию «Цыганиада» А. Гайденко  и переложение прелюдии из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси. В заключении концерта впервые в Харькове прозвучали I и IV части сюиты для флейты и фортепиано Ш. М. Видора в переложении для домры и фортепиано в исполнении Н. Костенко (партия фортепиано – Т. Миленина).
Все-таки очевидно, что высокая исполнительская планка, которую задает конкурс имени Г.Хоткевича, дает возможность определить и выявить все новые таланты, которые продолжают затем свою концертную деятельность не только в стенах нашего университета, а и за его пределами.

  Обозная Инна

8 грудня. Концерт хорової музики до ювілею композитора Віктора Мужчиля. Концертна зала Харківської обласної філармонії.

8 грудня з великим успіхом пройшов авторський концерт харківського композитора,  Заслуженого діяча мистецтв України, лауреата державної премії ім.М.В.Лисенка, професора кафедри композиції й інструментування ХНУМ ім. І.П.Котляревського ВІКТОРА МУЖЧИЛЯ.



О.Г.Рощенко-Авер’янова
Із статті «Кафедра композиції і інструментування крізь призму історії харківської композиторської школи» // Pro Domo Mea :Нариси до 90-річчя з дня заснування Харківського державного університету мистецтв ім.. І.П. Котляревського ; [ред. Т.Б. Вєркіна, Г.А. Абаджян, Г.Я. Ботунова та ін.]. – Харків : ХДУМ ім. І.П. Котляревського, 2007. – С. 148-170.

Віктор Степанович Мужчиль (1947 р. нар., м.Коркіно Челябінської обл., Росія) після закінчення ХІМ по класу В.С.Бібіка в 1979 р. більш ніж на 20 років пов'язав своє життя з Дніпропетровськом, де розгорнулась творча та адміністративна робота композитора. У 1979-1982 рр. – відповідальний секретар Дніпропетровської обласної організації СКУ, в 1982-1985 рр. – диригент Дніпропетровського обласної спілки ансамблів і дискотек, в 1982-2001 рр. – викладач композиції Дніпропетровського музичного училища і Павлоградської ДМШ, В.С.Мужчиль в 2001 р. був обраний головою Дніпропетровської обласної організації НСКУ і секретарем Правління НСКУ.
Талант Віктора Мужчиля був визнаний в консерваторські роки: у 1978 р. він став лауреатом всесоюзного конкурсу студентів-композиторів. І надалі доля була прихильна до його творчих пошуків, а колеги високо цінували його професіоналізм і композиторське обдарування: з 1983 р. Віктор Степанович – член Спілки композиторів України (з 1991 – НСКУ), в 1992 р. нагороджений Державною премією ім. М.Лисенка, в 1999 р. удостоєний високого звання заслуженого діяча мистецтв України, в 2002 р. – Почесної грамоти НСКУ, в 2006 р. – премії їм С.С.Богатирьова (раніше премія носила ім'я І.Слатіна).
Однак, мабуть, найвагомішим визнанням таланту Віктора Степановича і найбільш доленосною подією в його житті стало одержане ним в 2001 р. від В.М.Золотухіна запрошення на кафедру композиції і інструментування, що означало можливість повернення в alma mater. Рідний ВУЗ тепло прийняв свого славного випускника: Віктора Степановича утверджено на посаді доцента, а протягом 2005-2006 навчального року йому був довірений відповідальний пост декана вокально-хорового факультету ХДУМ. Нарешті, Віктор Степанович отримав можливість реалізувати свій педагогічний талант, створивши протягом декількох років творчу майстерню. Його випускники – Р. Гольцов (2004), дипломант міжнародного конкурсу композиторів „Gradus ad Parnassum” 2005 р., Є. Марчук (2005), дипломант міжнародного конкурсу композиторів „Gradus ad Parnassum” 2005 р. і переможниця Всеукраїнського конкурсу, присвяченого Т.Шевченкові, на написання вокального твору 2006 р., і А.Левандовський (2007); нині в класі Віктора Степановича навчаються студенти-композитори ІІІ і ІV курсів.
Розпочинаючи свій творчий шлях як композитор-симфоніст (Симфонія, 1979; симфонічні картини „Фарби осені”, 1980), В.С.Мужчиль, зберігши значення симфонізму як творчого методу, надалі пов'язав своє мистецтво з вокально-інструментальніми жанрами, хоровою музикою, музикою для театру і кіно. Робота з словом, спрямована на виявлення його найдрібніших смислових елементів в звуко-літерних низках і пересемантизацію їх значень „анатомія звуку”, питання “сучасної музичної фонетики” – джерела натхнення для композитора. Про „модуляцію” свідчать твори Віктора Мужчиля 1980-х рр.: ораторія „Не будьмо байдужими” (вірші О.Завгороднього, 1983), моноопера-кантата „Пісні кохання” (вірші Ю.Саакяна, 1988), музичний фейлетон (міні-опера) „Сімейна ідилія” (лібрето Г.Гельфера, 1989), а також музика до спектаклів „Макбет” В.Шекспіра (1986) „Мауглі” (лібрето Л.Струмбе, І.Березіня, М.Брауна, 1987). У 1990-і роки Віктору Степановичу відкриваються духовні глибини християнського світосприйняття, які знайшли відображення в таких творах, як хоровий концерт-дума „Да святитися ім’я  Твоє” (вірші І.Драча, Т.Шаповаленка, А.Кравченко-Русіва, сл. О.Гончара, В.Мужчиля, 1990), духовний концерт „Возлюби ближнього свого” (1993), музична духовна сповідь “Голос волаючого в пустелі” (на канонічні тексти, 1999), “Поклоніння Святій Марії” (на канонічні тексти, 1999). Опора на національну традицію, включену в сучасний контекст, є значимою в творах для хору а capella – думі “Краю мій” (вірші А.Кравченко-Русіва, 1991), “Вмирала річка” (вірші Т.Шевченка, 1992), в музиці до драми „Мазепа – гетьман Україні” (1994). Крім цього, в творчості В.С.Мужчиля здійснилося поглиблення в авангардову систему засобів музичної виразовості, завдяки чому виникли гостро сучасні, оригінальні твори– космогонія-перформанс „Чорний квадрат” (слова В.Мужчиля, 1996), перформанс «Преодоление”» (вірші С.Щипачева, слова В.Мужчиля, 2000). Значні успіхи композитора і в сфері кіномузики (музика до художніх фільмів „Втрачений рай”, 2000 „Дикий табун”, знятим режисером В.Рожком за романами В.Веретеннікова).
В.С.Мужчиль належить до так званих „пізніх творчих особистостей”, добре відомих в історії музики. Проте порівняно пізній вихід на творчу арену, відносно пізнє саморозкриття особистості не перешкоджають композитору такого плану сповна реалізувати оригінальність художнього мислення, а постійна наполеглива праця, помножена на прагнення до постійного самовдосконалення, дозволяють створити об'ємну спадщину, яка різнобарвно відображає його творчу індивідуальність.

Ювілейний концерт 8 грудня у залі Харківської обласної філармонії став справжньою подією мистецького життя Харкова.



Багато творів було виконано вперше – це були світові чи харківські прем’єри.
Та, прозвучали I, II частини духовного концерту для баса та хору на канонічні тексти "Возлюби ближнего своего" (виконавці – Сергій Замицький та Академічний хор ім.В.Палкіна, худ.керівник - Андрій Сиротенко)



"Lacrimosa" (Світлої пам’яті А.Д.Сахарова) та тембро-фонематична п’єса
"ТКЦ" (їх блискуче виконав хор кафедри хорового диригування ХНУМ ім.И.П.Котляревського, диригент - Денис Дорошенко)



дві дитячі пісні – "О чем поет скворец?" (сл. В.Черняка), "Жил-был музыкант" (сл. Д.Хармса) –  пролунали у жвавому та театралізованому виконанні Народного художнього колективу, хору "Скворушка" (худ. керівник – Ю. Іванова).



Академічний хор ім.В.Палкіна під керівництвом Андрія Сиротенка представив слухачеві досить складні композиції: "Буквы" (1 ч. з циклу звукових есе "Пятое измерение"), перформанс для солістів та хору "Преодоление" (на вірші С.Щипачева, слова та фонеми В.Мужчиля); перформанс "Perpetuum mobile".
Не обійшлося і без виконання «візитних карток» Камерного хору – хорової притчі "Щедрик" та перформансу для естрадної співачки та хору "Прощай, XX век".
На завершення концерту прозвучала "Ave Maria" для сопрано, скрипки, фортепіано, хору та треугольника (солісти – лауреати м/н конкурсів Марина Черноштан, сопрано;



Марія Барановська, скрипка; Дмитро Малий, фортепіано). Доречно навести відгук музикознавця Наталії Семененко, написаний після виконання цього твору на фестивалі «Музичні прем’єри сезону» (Київ, 2012): «Приголомшливий успіх мало перфектне виконання Мариною Черноштан твору В. Мужчиля "Ave Maria" для голосу, скрипки та фортепіано. Весь спектр найтонших рухів душі, молитовного стану людини було розкрито в цій музиці, що справила справжнє емоційне потрясіння на присутніх. Цей твір ще раз переконав у тому, що мелодію – цей своєрідний релікт – як фундаментальну музичну категорію ніхто не спроможний відмінити й актуальність її існує поза межами часу. Гадаємо, твір В. Мужчиля посяде чільне місце в низці вокальних шедеврів на текст католицької молитви "Ave Maria"  Й. С. Баха-Ш. Шуно, А. Дворжака, ф. Ліста та інших класиків. Осібно відзначимо професійний вокал солістки, її тонке розуміння стилю музики, трепетне ставлення до тексту й авторської інтонації. (повний текст статті
http://www.composersukraine.org/index.php?id=2624
).
Вітаємо Віктора Мужчиля з ювілеєм та бажаємо натхнення та творчих досягнень!

  Фото Юрія Щербініна

Фото Юрія Щербініна


8  декабря. Концерт Ярославы Сердюк (фортепиано)
Об одном концерте – четыре цветных стёклышка

Вступительное слово
«Сенека приветствует Луцилия» (Л.А.Сенека)
Современный слушатель любит читать рецензии. Приятно читать заметку, заранее зная, чем она кончится. И вообще, скажу по собственному опыту, лестно чувствовать себя умнее автора. Ведь заранее известно, что в рецензии будет указана дата и место проведения концерта, будет названа фамилия исполнителя, также будет указан перечень исполненных произведений, будет употреблён десяток-другой эпитетов и метафор, в основном, хвалебного толка, и будет допущена серия орфографических ошибок. Ах да, весьма желательной является хронологическая привязка – указание количества лет, прошедших со дня чьей-то смерти до дня описываемого концерта. Уважаемый читатель, если ты хочешь найти всё это в моей рецензии – лучше пойди и сделай доброе дело, сегодня твои ожидания тщетны.
Если же ты остался, в этот холодный вечер взамен того, чтобы просто назвать имя, позволь описать характер персонажа, позволь вызвать видение безукоризненно воспитанной английской леди, изящной, загадочной, свободолюбивой и поэтичной. Теперь вдохнём в этот образ жизнь, поселим в нём большое, горячее, верное и правдолюбивое сердце. Что ж, вот теперь ты знаком, мой читатель, с той волшебницей, которая в промозглый субботний вечер 8-го декабря оживила и согрела своими руками старенький Bluthner в Большом зале Харьковской консерватории.

Первое отделение
«Даже скорбь жизни – радость» (Я. Голосовкер)
Середина 30-х годов позапрошлого века – нелёгкое время для Роберта Шумана: его десятилетняя борьба за Клару Вик в самом разгаре, надежда сменяется отчаянием, а отчаяние – надеждой. В конце концов, в Шумана врастает и то, и другое, он – двойственен в каждом своём проявлении. Именно в 1835 году и появляется его Первая фортепианная соната, посвящённая "Кларе Вик, Флорестаном и Эвсебием", этим двойным alter ego композитора. Эта, равно как многие другие детали, вне всякого сомнения, были прекрасно известны худощавой девушке в скромном красном платье, вышедшей перед огромным залом к холодному, чёрному роялю – ведь она не только пианист, но и теоретик, музыковед, при том, не последний из них.
Зал повис ледяной глыбой воздуха и всё мужество отчаяния, вся горячность борьбы была нужна в первой части сонаты, чтобы кованным шумановским ритмом разрушить, взорвать этот айсберг. Но откуда в этой девчонке взялось бы столько настойчивости, откуда взялось бы столько страстной патетики? Нет, замысел исполнителя был виден – но ему не хватило сил, чтобы сорвать с каждого сердца это ледяное наваждение зимнего вечера.
Однако на смену драме, на смену надежде и отчаянию первой части пришла вторая часть – грёза, видение прекрасной, идеальной возлюбленной. И вот, так и не повергнутый в первой части, зал, как заворожённый лаской зверь, теперь чутко прислушался к девушке, которая маленьким красным огоньком, своим простым и нежным, искренним голосом согрела всю стылую громадину консерваторского зала. Вторая часть – самая короткая в цикле, но именно она сломала ледок между сценой и залом.
Третья часть – излюбленный Шуманом карнавал, праздник жизни, со всеми его мимолётными и пёстрыми масками. Правда, вряд ли стоит забывать, что под каждой маской на этом празднике – сам Шуман, и это придаёт всему действию, гротескный и, в общем-то, зловещий характер. Показать каждый образ, каждую маску, но показать и её двойственность – вот задача артиста. Теперь рояль заговорил выразительным и уверенным голосом, хотя, возможно, здесь, как и в четвёртой части, не хватило большей гротескной пышности карнавала.
Четвёртая часть продолжила карнавальную тематику. Здесь пианистка ярко показала весь этот сумасшедший калейдоскоп масок, хотя иногда хотелось увидеть их черты более отчётливо – за счёт уменьшения количества педали. Особенно хорошо у неё удался трагический эпизод после кульминации на доминантовом органном басу, который опускался в мрачную глубину, и из тьмы поднимался к возвращению первой темы. Эта праздничная тема вырастала из предыдущей без всякой паузы и даже цезуры, и здесь наиболее ясно была показана слушателям вся двойственность деланно яркой карнавальной темы. Соната закончилась в мажоре, но чувствовалось, что на самом деле, для Шумана эта победа добрых сил – ещё только впереди.

Второе отделение
«Сколько у Вас счастья, дядя!» (к/ф "Человек идёт за солнцем")
Поразительным и парадоксальным сопоставлением Шумановской сонате-карнавалу прозвучала во втором отделении Бергамасская сюита Дебюсси. Ведь стихотворение Верлена "Лунный свет", которое упорно связывают с этим произведением, рассказывает именно о полночном маскараде и танцах песнях о безмятежности и сладости любви под печальный напев лютни – вот тебе снова двойственность карнавала, мой читатель! И прошу, заметь, Votre ame est un paysage choisi - и этот карнавал тоже происходит в одной отдельно взятой душе!
Для отечественной пианистической школы, школы игры весом руки и чёткой артикуляцией пальцев, Дебюсси – это нелёгкий хлеб, наш менталитет, сам наш язык, как русский, так и музыкальный, требует не оставлять сомнений и ясно произносить каждый звук. Возможно, поэтому первые два номера Дебюсси оставили определённое желание меньшей конкретики в каждом звуке, меньше русского – но больше французского. Но это всё – от ratio, рассудка. А когда под пальцами этой словно выточенной из благородной яшмы тоненькой девочки рассыпалась богатством красок первая лазурная волна Прелюдии, зал глубоко вдохнул, словно в этот декабрьский вечер внезапно пахнуло морем и летними травами; каждая нота, каждая гармония были щедро подарены этой доброй волшебницей слушателям, как драгоценные камни и благовония, те слушали этот тёплый голос из самого сердца и согревались им сами.
Совершенно особенно прозвучали в этот вечер и два последних номера сюиты. В «Лунном свете» – лёгкий туман, пленительный аромат ночных цветов, и шорох шёлковых масок, и звуки бергамаски. Этот карнавал был двойственен, – но не безумен, и музыка действительно сплелась с лунным светом. В «Паспье» – добрый и радостный, тёплый звук; это был не совсем танец, это было состояние, настроение, душа танца, это не люди, а разноцветные бабочки танцевали в солнечных лучах.
Вся сюита в целом оставила замечательное впечатление от любовного, бережного обращения с каждым звуком, каждой гармонией, каждым эмоциональным состоянием. Это была замечательно прослушанная и прочувствованная музыкантом музыка.

Послесловие
«Вы ошибаетесь, дети прежде всего» (Я. Корчак)
Безусловно, в игре Ярославы Сердюк, ассистента-стажёра первого года обучения, в этот вечер наиболее убедительно прозвучало всё нежное и мечтательное. Так же убедительно была показана драматургия обоих произведений, они были сыграны качественно, на должном профессиональном уровне, что делает честь как ей самой, так и её творческому руководителю, Наталье Александровне Сутуловой. Обращает на себя внимание также интереснейший подбор программы.
Печально другое: в целом, концерты в консерватории организовываются все еще не на должном уровне. Зрительская культура также оставляет желать лучшего – в зале разговаривали по телефону во время исполнения, добрую половину Дебюсси громко шелестели пакетами на галерее.
Уважаемый читатель, спасибо за твоё терпение – дочитать эту рецензию до конца было не так уж просто. Однако, в следующий раз, когда Яся Сердюк, или кто-либо ещё из молодых, талантливых, горящих музыкой волшебников XXI века будет давать концерт, я не хочу, чтобы ты читал всю тысячу слов моей рецензии, но я очень хочу, чтобы ты просто пошёл и послушал эту замечательную музыку сам. Она того стоит!
  Михаил ‘Аданэдель’ Михайлов,
специально для Пресс-центра ХНУМ


7 декабря. Концерт Молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский». Дирижер Юрий Яковенко. Солист – лауреат м/н конкурсов Даниил Австрих (скрипка, Германия)

Два представителя лейпцигской школы в зале Харьковской консерватории

7 декабря в большом зале Харьковского Национального Университета Искусств прозвучали два масштабных сочинения – Сюита к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона и яркий концерт для скрипки Й. Брамса.

В первом отделении на сцене полностью царил Молодежный Академический Симфонический Оркестр «Слобожанский» под управлением Юрия Яковенко. Оркестру удалось передать всю палитру красок, которая характерна для стиля Мендельсона: в увертюре это сопоставление демонического и светлого. Скерцо воистину светлое, легкое, воздушное, игривое – идеальное воплощение elfenmusik. Intermezzo очень взволнованное, с тревожными вздохами. Завершил сюиту свадебный марш, по поводу которого существует расхожий анекдот: «Мендельсон, не будучи женатым, написал такой завлекающий марш для молодоженов». Каждая часть Сюиты была интерпретирована со вкусом, в свойственном ей характере, что свидетельствует о мастерстве и оркестра, и дирижера. Самой красивой частью оркестровой программы был «Марш» –  в исполнении МАСО «Слобожанский» он прозвучал действительно блестяще, помпезно, с размахом.

Контрастом к легкому и блестящему первому отделению прозвучал интеллектуальный скрипичный концерт Йоганнеса Брамса. Солисту Данилу Аустриху (Германия) в диалоге с Юрием Яковенко удалось выстроить брамсовскую идеальную, четко выстроенную форму. Каждая из частей несла свою эмоциональную нагрузку: в первой части немецкая сдержанность сочеталась с неистовым венгерским темпераментом. Вторая часть – тонкий лиризм, затрагивающий самые потаенные струны человеческой души. Жанровый финал перенес слушателя на венские поля, во времена уборки урожая. Данил показал совершенную технику, идеальный тембр. Меня, как исполнителя и музыковеда, поразило в этом исполнении, то, что блестящая техника совмещалась с не менее блестящим чувством формы и такой неистовой эмоциональностью, которая требуется для исполнения любого брамсовского опуса. На этом концерте было продемонстрировано единение энергий дирижера и солиста, что случается крайне редко. Концерт Брамса произвел фурор среди слушателей, Даниила несколько раз вызывали на поклон. Хотелось бы еще не раз слышать исполнителей такого уровня на сцене большого зала нашего ВУЗа.

  Мария Черняк

4 декабря. Концерт традиционной музыки. Ансамбль «Стежка»
ДУХОВНАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ
(ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЗАБЫТОГО ЖАНРА)
В художественно-культурном пространстве современного мира всегда есть место традиции. И одним из таких хранителей традиции является Харьковский национальный университет искусств им.И.П.Котляревского и учебная лаборатория фольклора при нем. Сохранение традиции – миссия тех, кто сумел не только осознать все величие народного искусства, но и откликнуться на зов древности, сумел почувствовать, что фольклор – неотъемлемая часть его самобытия.
Украинская традиционная народная музыка – это сила нашего народа и опыт столетий, это мудрость, которая воспитывает и готова дать ответы на самые разнообразные вопросы. Самое удивительное то, что фольклор актуален во все времена. Поверьте, что и в XXI веке есть личности, которые мыслят категориями народной аутентики.
В Харьковском национальном университете искусств им.И.П.Котляревского действует студенческий фольклорный ансамбль «Стежка» под руководством Ирины Романюк – кандидата искусствоведения, заведующей учебной лабораторией фольклора ХНУИ им.И.П.Котляревского. Его концепция заключается в изучении и воссоздании слобожанской традиции народного исполнительства в первоначальном виде. Такая художественная практика является результатом предварительной кропотливой работы с исследованием народных песен (от этапа расшифровки фонозаписи песни) и усвоения особой исполнительской манеры, связанной с погружением в традицию.



Показательно, что репертуар ансамбля «Стежка» построен на основе студенческих экспедиционных фонозаписей учебной лаборатории фольклора ХНУИ им.И.П.Котляревского. Костюмы участников также подобраны в соответствии с типовыми образцами крестьянского народного костюма Слобожанщины XIX – начала ХХ века и имеют этнографическую ценность (старинные сорочки, украшения и другие элементы одежды).
Конечной целью участников студенческого фольклорного ансамбля является соответствие высоким народным эталонам. Этот принцип принципиален и проявляется во всем: в тщательном отборе песен, костюмов, атрибутике, в звучании, и даже в ощущении этнографического стереотипа поведения. Это довольно непросто сделать в нетрадиционное время XXI века, когда устроение и ритмы жизни существенно изменены.
На днях в камерном зале Харьковского национального университета искусств им.И.П.Котляревского состоялся удивительный концерт украинской народной музыки, посвященный редкостному и уникальному фольклорному жанру – народной духовной псальме.
Ирина Романюк (руководитель студенческого фольклорного ансамбля «Стежка» ХНУИ им.И.П.Котляревского) отмечает, что народные псальмы – это старинные поучительные песни духовного содержания, которые исполнялись и были весьма любимы народом. «Псальмы сформировались на почве христианской церковной лирики и являются жанрами внецерковной духовной песни. Авторами поэтических текстов духовных кантов были известные личности, такие как святитель Димитрий Ростовский, которого именуют «русским Златоустом», Феофан Прокопович и многие другие песнетворцы XVII-XVIII веков. «Духовные стихи с музыкой», как по-другому называют народные псальмы, – это размышления о добре и зле, о поступках людей и об отношении друг к другу. Наконец – это размышления о смысле жизни. Нам кажется, что такие песни очень важны и очень нужны людям, несмотря на их призабытость в наше время.
Этот глубинный пласт духовного наследия украинской народнопесенной культуры в ХХ веке был полностью изъят из украинской этномузыкологии более чем на полвека. Поэтому каждый образец, предложенный вниманию слушателя сегодня, является ценной жемчужиной в сокровищнице традиционной музыкальной культуры.
Наш студенческий ансамбль «Стежка» давно хотел исполнять псальмы и мы рады, что сегодня можем предложить слушателям прикоснуться и познакомиться ближе с достоянием украинской духовной песенности. Хочется отметить, что в Украине не так много коллективов, которые изучают народную песенную традицию, исполняют духовные псальмы».
Студентке дирижерского отделения ХНУИ им.И.П.Котляревского Марине Даценко в концертной программе более всего понравилась псальма "Я умом ходила в город Вихлием". Как пояснила ведущая концерта Ирина Романюк, эта псальма была составлена в среде женщин-паломниц. В дальнем путешествии в Палестину, по свидетельству орфоэпии псальмы, духовными лидерами были русские и украинские паломницы, активные прихожанки Православной церкви. Женщина, от которой записан данный образец, еще девушкой переняла эту псальму от паломников старшего возраста, которые ходили в паломничество в Вифлеем еще в начале ХХ века.
«Очень радует то, – продолжает Марина Даценко, – что в наше время есть такие коллективы, как студенческий ансамбль «Стежка» нашего университета, который продолжает традицию исполнения фольклора в аутентичной манере, то есть так, как его раньше исполняли в селах. Для меня было открытием услышать «вживую» духовные псальмы, о которых даже не упоминается в учебниках, по которым мы изучали теорию музыкального фольклора. Хотелось бы, чтобы чаще  проводились такие музыкальные вечера для того, чтоб мы не забывали о своих традициях и духовных основаниях нашей культуры».
Антонину Чирскую, студентку духового отделения, поразила очень приятная и теплая атмосфера концерта. «Глубокий, философский смысл народных духовных псальмов и очень хорошее исполнение переносил слушателя в некое неповторимое измерение осмысления и осознания – как своих корней, так и смысла бытия. Восприятию этих особенных песен способствовал внимательно подобранный организаторами концерта визуальный ряд (транслируемый через проектор) архива слайдов народных икон и старинных фотографий Храмов. Для меня – это незабываемый концерт».
Этномузыколог, доцент кафедры истории и теории украинской и мировой музыкальной культуры ХНУИ им.И.П.Котляревского Лариса Новикова считает весьма ценным существование студенческого фольклорного коллектива в стенах консерватории. «Само слово «консерватория» несколько академично: мы привыкли к выступлениям оркестра, академического хора, сольных исполнителей – пианистов, скрипачей и многих др. Тем не менее, очень ценным является то, что у нас выстроилась так называемая «народная» линия, благодаря фольклорной практике – студенческим исследовательским экспедициям, которые начались еще 30 лет назад. Замечательно, что наши нынешние студенты, участники фольклорного ансамбля «Стежка», решили наследовать ту линию преемственности, которая идет от старшего поколения к современности. Это тем более ценно, учитывая факт, что народные исполнители – бабушки, которых мы привозили выступать на концерты в консерваторию в 1990-х годах, уже многие не в состоянии, а многих и нет в живых. Хорошо, что традицию удалось «задокументировать» в экспедиционных записях народных песен, которые составляют фонд учебной лаборатории фольклора. Прекрасно, что есть следующее поколение – молодая генерация, которая продолжает то, что было заложено веками».
Фольклорный ансамбль «Стежка» существует лишь полтора года. Несмотря на это, он уже является обладателем нескольких дипломов и наград: как лауреат ІІ Премии фестиваля-конкурса традиционной народной музыки «Кроковое коло» и победитель отборочного тура знаменитого фестиваля украинской музыки «Червона рута» (в номинации «Аутентическое пение»). Именно «Стежка» будет представлять Харьков и народнопесенную традицию Слобожанщины уже на Всеукраинском этапе в финале «Червоной руты» в июне 2013 году, в столице Украины.
Хочется пожелать дальнейших успехов ансамблю «Стежка», который выбрал свое особое направление – свою тропинку традиции.
  Алина Костюкова,
Оксана Тадеуш


4 декабря. Вечер памяти народного артиста Украины Александра Сергеевича Барсегяна.

4 декабря в Учебном театре театрального факультета состоялся вечер памяти народного артиста Украины Александра Сергеевича Барсегяна.

В течение более чем тридцати лет Барсегян Александр Сергеевич возглавлял кафедру режиссуры драматического театра, на которой теперь работают его ученики. Почитая мастера и отдавая дань памяти, декан театрального факультета Галина Яковлевна Ботунова и педагоги кафедры Валерий Гуйвин, Юлия Тараненко, Леонид Садовский организовали вечер памяти дорогого учителя.  Они постарались создать неофициальную атмосферу в зале, в которой все собравшиеся, что называется, «без чинов и званий» делились друг с другом своими воспоминаниями о человеке, много лет не просто возглавлявшего кафедру и Харьковский государственный академический русский драматический театр имени А. С. Пушкина, а определявшему лицо русской культуры города. Когда уходят такие люди - уходит целая эпоха, и осознается это не сразу, а скорее,  со временем. Спустя год с небольшим после смерти Александра Сергеевича это осознание пришло ко всем его коллегам, ученикам, соратникам в полной мере.

Александр Сергеевич был человеком высочайшей духовности и нравственности. Этому он учил своих многочисленных студентов, сегодня давно уже ставших на ноги в профессии, этому учились у него люди, которым посчастливилось с ним работать, встречаться, сотрудничать. Сегодня ученики А. С. Барсегяна работают в Харькове, Киеве, Донецке, Львове, Николаеве, Днепродзержинске, Белой Церкви и других городах Украины, а также в России, Израиле. Большинство остались верны театральной режиссуре, другие нашли себя в иных жанрах: режиссуре циркового искусства, телевидения.
В вечере памяти приняли участие декан театрального факультета Галина Ботунова,



заведующий кафедрой мастерства актера Леонид Садовский, главный режиссер Харьковского государственного академического драматического театра имени Т. Г. Шевченко заслуженный деятель искусств Александр Аркадин-Школьник фото Школьник, режиссер этого же театра, художественный руководитель театра "P.S." Степан Пасечник , режиссер театра "P.S." Светлана Пасечник, нынешний художественный руководитель Харьковского государственного академического русского драматического театр имени А. С. Пушкина, народный артист Украины Александр Васильев, народный артист Украины, композитор Владимир Птушкин , директор театра музыкальной комедии Игорь Коваль; режиссер Антолий Москаленко, режиссер харьковского областного телевидения Борис Фарафонов.
Преподаватели и студенты театрального факультета  представили художественные сцены «Дворик в Батуми» (исполнители – студенты разных курсов кафедры мастерства актера, режиссуры драматического театра)



М. Бораковская исполнила романс Б. Окуджавы «Господи, не охнуть, не вздохнуть» . Также на вечере прозвучало видеообращение режиссера израильского телевидения Игоря Шнейдермана, телефонограмма от нынешнего заведующего кафедрой режиссуры Игоря Бориса (находящегося в этот момент на постановке в Ровенском драматическом театре).
Почетными гостями на вечере были знаменитый певец Вадим Мулерман, директор муниципального музея имени Шульженко Елена Гроссу, директор музыкально-театральной библиотеки имени Станиславского Ирина Аввакумова, солист харьковской филармонии Василий Дмитренко. И, конечно же, вдова А. Барсегяна, старший преподаватель кафедры театроведения театрального факультета Нина Владимировна Сафронова – многолетний ангел-хранитель, муза и вдохновительница Александра Сергеевича.
Вспоминая об Александре Сергеевиче Барсегяне, многие совершенно искренне не могли сдержать своего волнения и даже слез. И так же искренне признавались в любви и уважении своему Учителю, подчеркивая, что настоящих Учителей не выбирают, как и родителей...

  Тараненко Ю. Г.,
преподаватель кафедры режиссуры драматического театра Фото из архива учебной лаборатории истории театра


2 грудня. Концерт «Прем’єри»
Гітарні прем’єри
Гітарна музика –  явище досить розповсюджене, вона вдало поєднує як академічний, так і популярний (джаз, рок) напрямок. Сьогодення дарує нам велику кількість заходів, на яких гітаристи можуть показати свою майстерність. Міжнародні фестивалі та конкурси гітарної музики відбуваються як в  Україні (серед них - «Кришталеві струни» (Донецьк), Чернігів-Гітар-Фест, «Київ - 2012», Міжнародний конкурс-фестиваль класичної гітари імені М.Д. Соколовського (м. Енергодар), «GuitarSpringFest» (Одеса), так і за її межами (наприклад, Бєлгородський міжнародний конкурс виконавців на класичній гітарі та ансамблів гітаристів, Білоруський «Ренесанс гітари» та багато інших). Дуже важливо, що існують такі фестивалі, адже вони дають змогу познайомитися як з класичними, так і сучасними композиціями, написаним для цього інструменту.
Однин з таких фестивалів пройшов у грудні в Харкові – Міжнародний фестиваль гітарного мистецтва. Його родзинкою став концерт «Прем`єри», який складався з творів, що раніше не виконувалися в Харкові. В двох відділеннях була представлена різнохарактерна та досить складна, не зовсім звична для слухачів гітари музика. Але Малий зал Харківського національного університету мистецтв був заповнений, не дивлячись на денний час заходу.
У виконанні Андрія Дудара прозвучала Соната для гітари ор. 47  аргентинського композитора А.Хінастери, яка носить складний та експериментальний характер. Твори молодого польського композитора  Марека  Пасєчного були представлені у виконанні В. Доценка («Дві історії для Патріка») та О. Швеця («Пам`яті Мануеля де Фалья»). Гість концерту Д. Бучка (Одеса) приємно вразив виконанням «Елегії» та «Фугетти» з Сонатини для гітари О. Тансмана; Ірина Половинка виконала «Тарантос» Лео Брауера –  твір з яскравою, сучасною мовою. Вдалим був виступ Сергія Горкуши, лауреата 3-ї премії Бєлгородського  міжнародного конкурсу (2012), який виконав Прелюдію та фугу болгарського композитора А. Аркузонова та «Українські виднокола» українського композитора та гітариста О. Ходаковського (Житомир). Вразив своїм виступом Ігор Кордюк, який виконав Прелюдію та фугу E-dur Г. Джапарідзе, «Токату» Ш. Рака та дві мініатюри («Моєму другові» та «Гітарному Майстрові») А. Асанова (учень В. Доценка, нині навчається і  Universitat Mozarteum, Австрія).
Серед прем`єр ми почули твори харківського композитора К. Бліоха (кандидата фізико-метематичних наук!), в музиці якого суб'єктивний, екзистенціальний бік є визначним: 1 частина Сонати № 2 прозвучала у виконанні  М. Трянова, одночастинний Квартет – у виконанні Kharkov Guitar Quartet (нині до його складу входять Сергій Горкуша, Максим Трянов, Ірина Половинка та Андрій Брагін. До речі, Квартет щойно отримав I премію на Бєлгородському міжнародному конкурсі гітаристів та гітарних ансамблів. Слід зауважити, що Kharkov Guitar Quartet – академічний колектив, який перш за все прагне виконувати новітню музику та співпрацює із сучасними композиторами. Отже в концерті крім Квартету, що спеціально написаний та присвячений колективу К. Бліохом, прозвучав струнний Квартет пам`яті Юкіо Місіми Ф. Гласса, написаний у техніці мінімалізму (у перекладенні учасників гітарного квартету).
Концерт залишив гарне враження. Він спонукав задуматися, наскільки важливі такі фестивалі, адже саме вони дають змогу наяву не тільки познайомитися з новими музичними творами та виконавцями, але й спробувати опанувати нову, навіть й незвичну для слуху, музичну мову.



  Альона Гладишко


1-2 декабря. Международный фестиваль гитарного искусства

«О, ГИТАРА, НЕ ПРОСИ У НЕЕ МОЛЧАНЬЯ!»
Заметки о международном фестивале гитарной музыки к юбилею Владимира Доценко
1-2 декабря 2012 года

Начинается Плач гитары.
Разбивается Чаша утра.
Начинается Плач гитары.
О, не жди от нее Молчанья,
Не проси у нее Молчанья!
Неустанно Гитара плачет,
Как вода по каналам - плачет,
Как ветра над снегами - плачет,
Не моли ее О молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
Так плачет стрела без цели,
Так песок раскаленный плачет
О прохладной красе камелий,
Так прощается с жизнью птица
Под угрозой змеиного жала.
О гитара,
Бедная жертва
Пяти проворных кинжалов!
Ф.Лорка (перевод М. Цветаевой)

Французское слово «фестиваль» происходит от лат. Festivus (праздничный, веселый) и Украина, сохраняя традицию ощущения праздника, никогда не была на периферии фестивального движения, несмотря ни на что. Это касается и гитарных фестивалей – в Полтаве и Мариуполе они были проведены первые в Советском Союзе. У нас сложилась определенная традиция слышания гитары как душевного, мягкого, но очень креативного инструмента и каждый фестиваль, какую бы тематическую направленность он не имел, продолжает эту традицию.
2 декабря 2012 года состоялось закрытие двухдневного фестиваля гитарной музыки, проведение которого в этот раз было приурочено к юбилею Владимира Доценко.
Прежде всего следует отметить, что гитарист, заслуженный артист Украины, профессор кафедры народных инструментов Украины ХНУИ им. И.П. Котляревского Владимир Доценко – личность выдающаяся. Помимо того, что он – музыкант, известный во всем мире, постоянный участник международных гитарных форумов, мастер-классов, фестивалей, конференций и т.д., по его инициативе и при его участии в Харькове организовалось множество мероприятий, связанных с гитарой. И они отнюдь не местного масштаба. Так, с участием Владимира Доценко были организовны:
- конкурс юных гитаристов имени В. Петрова (проходит с 2004 г.);
-  фестиваль гитарной музыки имени В. Петрова (проходит с 2008 г.),
- международный конкурс гитаристов «Дніпровські Сузір’я» (проходит с 2006 г.);
- издание первого в Украине гитарного журнала «Гітара.ua» (2008, 2011);
- первую в Украине конференцию, посвященную вопросам гитарного искусства (2008 г.; в 2010 прошла вторая – «Лео Брауэр и музыкальное искусство ХХ века», в 2012 в рамках фестиваля прошла третья – «Гитаристика ХХІ столетия: история, теория, творчество»);
- он является редактором-составителем сборников научных статей, аналогов которым нет даже в России;
- с его участием осуществился первый в Украине съезд гитарных мастеров (2010).
За два дня нынешнего фестиваля в университете искусств произошло множество интересных событий:
- прошла научная конференция, на которой прозвучали доклады гитаристов из Харькова, Белгорода, Минска, Львова, Днепропетровска;



- состоялась встреча с гитарным мастером И. Буданцевым (Тамбов), вызвавшая бурный интерес слушателей;



- состоялись мастер-классы профессора Белгородского государственного института искусств и культуры Евгения Алешникова



доцента Белорусской государственной музыкальной академии Евгения Гридюшко



и доцента Донецкой государственной музыкальной академии им. С. Прокофьева Павла Иванникова

И, конечно же, концерты!
Концерт-открытие объединил четырех музыкантов – представителей разных исполнительских школ. Открыл фестиваль Владимир Доценко. В свойственной ему непринужденной манере он объявил начало фестиваля, исполнив несколько произведений, в том числе – Фантазию Р. Дьенса, задав верный тон всему, что прозвучало впоследствии: его исполнение соединило и черты академизма, качественное звучание инструмента, прекрасное звуковедение, виртуозную технику. Феерическое начало было подхвачено студентом 1 курса Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой Даниил Бучка (класс Е. Хорошавиной). В его исполнении прозвучали Скерцо-вальс М. Льобета, Соната А. Хосе и «Канариус» Г. Санза.



Студент класса В. Доценко Дмитрий Омельчак продолжил линию исполнительства харьковской гитарной школы. Его серьезная академическая программа включала в себя Фантазии Г. Телемана, Н. Коста и обработку р.н.п. «Липа вековая» С. Руднева. Фото Омельчак
Венчало концерт выступление Валентины Бреусовой, лауреата Белгородского международного конкурса гитаристов (ноябрь 2012), представителя донецкой гитарной школы (класс В. Ивко). В ее исполнении прозвучали финал Сонаты Х. Турины, Прелюдия и фуга №11 И. Рехина, Интродукция и вариации на тему Россини Н. Коста. Одним из лучших номеров концерта стало исполнение «Карпатской легенды» выпускника класса В. Доценко, харьковского гитариста Дениса Панченко. Фото Бреусова
Отдельного внимания заслуживает концерт «Премьеры», в котором прозвучали сочинения авторов ХХ и XXI веков – миниатюры М. Пасечного (исп.В. Доценко); соната А. Хинастеры (А. Дудар), Элегия и фугато из Сонатины А. Тансмана (Д. Бучка); Прелюдия и фуга Г. Джапаридзе, Токката Ш. Рака, миниатюры «Моему другу» и «Гитарному мастеру» выпускника класса В. Доценко А. Асанова (исп. И. Кордюк); Прелюдия и фуга А. Аркузонова (исп. С. Гаркуша), «Тарантос» Л. Брауэра (исп. И. Половинка); «Вода и вино» Э. Джизмонти, «Посвящение М. де Фалья» М. Пасечного (исп. А. Швец). Премьерными были и исполнение Сонаты для гитары К. Блиоха (исп. М. Трянов) и его Гитарного квартета (исп. Харьковский гитарный квартет). Уникальным произведением, прозвучавшем на гитарном фестивале, стало переложение Струнного квартета №3 («Памяти великого драматурга») Ф. Гласа (переложение и исполнение – Харьковский гитарный квартет)

Концерт-закрытие.
По сложившейся традиции фестиваля первым выступал сам Владимир Доценко, в исполнении которого прозвучала Прелюдия №1 Вила-Лобоса. Интересно, что с этим произведением В. Доценко впервые выступал публично, когда еще обучался в музыкальном училище. С первых нот прелюдии музыканту удалось погрузить публику в ее образ – нежно-лирический, романтический. В рамках концерта она прозвучала как воспоминание.



Продолжил концерт ученик IV курса университета искусств Дмитрий Омельчак, исполнив «Фантазию» Георгия Телемана из цикла «Двенадцать фантазий для скрипки соло».
Удивительное свойство концертов Владимира Доценко – это равновесие между репертуаром: строгим, академическими, какою была, например, фантазия Г.Телемана или прелюдия Вила-Лобоса, и творческой свободой,  дозволенностью играть в концерте то, что просто нравится. Так, в концерте прозвучала Фантазия на тему из оперы Дж. Верди «Риголетто» Иоганесса Мерца (исп. Игорь Кордюк) и «Вальса en Skai» Р. Дьенса. Роланд Дьенс – крупнейшая фигура в международном гитарном сообществе. В 1988 он вошел в число 100 лучших современных гитаристов всех стилей и направлений. О нем говорят: Classic in the fingers, Jazz player in mind... (классика в пальцах, джаз в уме).  Игорю отлично удалось передать настроения его «Вальса». Ярким номером концерта прозвучал дуэт Анны Субботы и Сергея Тиханравова. «Марджянждя» Сергея Орехова, в оригинале написанная для семиструнной и шестиструнной гитары, была исполнена на перестроенной шестиструнной, но следует отметить, что А. Суббота –  одна из немногих исполнителей в Харькове, которая играет на обоих видах гитар.
Как отметила ведущая концерта Юлия Николаевская, «настоящий педагогический талант заключен в любви к ученикам. Только через любовь, которая, конечно же, вмещает в себя и профессиональное отношение, и просто желание делится творческим даром, каждый становится яркой личностью, узнаваемой с первых тактов звучания». Невозможно не согласиться с этим, слушая одного из лучших выпускников класса ассистентуры-стажировки В. Доценко Александра Кулика, в исполнении которого прозвучали соната ре минор Д.Скарлатти и Каприс Луиджи Леньяни.
Нынешний гитарный фестиваль почтили своим присутствием и гости из  других городов. Огромным подарком стало выступление дуэта из Донецка Тимура и Владимира Иванниковых.



В их исполнении прозвучали два произведения. Первое из них - «Ориенталь» Э. Гранадоса. Их интерпретация этого произведения, я думаю, никого не оставила равнодушной. Они настолько чувственно передали настроение этой музыки, что слушая ее, у каждого из нас наверняка возникли свои личные переживания и воспоминания. Казалось, будто бы Тимур и Владимир своей игрой задевают «струны человеческой души». Ярким моментом их выступления стало исполнение «Трех бразильских сцен» С. Ассад.
Еще один гость – Евгений Гридюшко (доцент Белорусской государственной музыкальной академии) – покорил слушателей европейским звучанием гитары, что сразу же ярко проявилось в исполнении пьесы «Гитара» Л.Дакена, которой открылось его выступление. Фото Гридюшко-закрытие-сжатыйВторым прозвучал «Чудесный дуэт» Н. Паганини (в оригинале написан для скрипки) в авторском переложении исполнителя. Свое выступление музыкант предварил пояснением: «Однажды мне сказали, что моя фамилия музыкальная (в ней находится соль мажор и ми минор). Но у Владимира Доценко в фамилии тоже есть ноты – «до – це (С)». Поэтому и пьесу я выбрал в тональности До мажор». Также прозвучали несколько авторских композиций, одна из которых – «Дождь» – вызвала бурю оваций.
Поразительным и незабываемым стало выступление Харьковского гитарного квартета, в составе – Сергей Горкуша, Максим Трянов, Ирина Половинка, Андрей Брагин. Фото квартет-сжатыйКстати, накануне квартет стал обладателем I премии на международном гитарном конкурсе в городе Белгород. На заключительном концерте фестиваля в их исполнении слушатели услышали произведение Лео Брауэра «Кубинский пейзаж с румбой». Сам Лео Брауэр говорил: «Когда я работаю над каким-то произведением я никогда не продолжаю с того места, на котором остановился вчера, я всегда возвращаюсь к началу сочинения и прохожу его целиком, чтобы не прерывалась нить, чтобы постоянно ощущался хребет, поддерживающий тело». В связи с этим произведения Брауэра удивляют своей целостностью. Зрители сразу увлеклись этой музыкой, почувствовав в ней дух современности и оригинальности, который отчасти создается благодаря использованию препарированных гитар, но отнюдь не исчерпывается этим.
После антракта не раз на сцену еще выходил Владимир Доценко. В его исполнении слушатели услышали такие произведения как, «Кубинский пейзаж с колокольчиками» и «Один день в ноябре» (музыка к одноименному фильму) Лео Брауэра, «Астурию» И. Альбениса.
Ярким, трогательным моментом этого концерта было выступление Владимира Доценко со своей дочерью Ольгой Доценко (партия фортепиано). В их совместном исполнении прозвучала вторая часть концерта Хоакино Родриго «Аранхуэс». Исполнение восхитило своей выразительностью и нежностью. Лирические соло фортепиано и гитары поражали своей глубиной, искренностью, иногда отчаянием и драматизмом. Фото с Олей-2-сжатый
Ярким, эффектным завершением концерта стало выступление Владимира Доценко, изменившего и инструмент, и имидж. Смена акустической гитары на полуакустическую, а классической белой рубашки на неформальный свитер не было капризом, но совпало с изменением стилистики звучащих произведений. Фото-годин-сжатыйЭто была зажигающая Джаз-ария А.Винницкого и «Голубая Луна» Роджерса (в обр. А.Винницкого). И все же самый «сочный», необычный  момент концерта – выступление В.Доценко в сопровождении струнного квинтета студентов Харьковского национального университета искусств имени И.П. Котляревского (в составе: Марта Ковалева - скрипка, Антонина Бажан – скрипка,  Марина Мартыненко – альт,  Галина Фиденко – виолончель, Даниил Бецко – контрабас).



Музыканты исполнили «Танго en Skai» Р.Дьенса. Кстати, в одном интервью композитор сказал, что если бы каждый гитарист в мире, который исполнил его «Tango en Skai», купил бы ноты этого произведения хотя бы за 1 евро, то он – Дьенс – стал бы миллионером. В этом переложении для гитары и струнного оркестра (сделанном, кстати, самим композитором) удивительным образом сочетаются столь разные краски и тембры, строгость и свобода.
В заключении обзора выразим надежду, что фестивальные дни гитарной музыки продолжатся интересными выступлениями в следующем году (так, в рамках фестиваля состоится премьера Концерта для гитары с оркестром молодого харьковского композитора Дмитрия Малого) и мы вновь встретимся с прекрасными музыкантами и удивительным, столь разнообразным, разнохарактерным, удивительным инструментом – гитарой. «О, гитара, не проси у нее молчанья!»

  Ольга Бурдун,
Юлия Николаевская


Події листопада 2012
Події жовтня 2012
Події вересня 2012
Події червня 2012
Події травня 2012
Події квітня 2012
Події березня 2012
Події лютого 2012
Події січня 2012
Події листопада 2011
Події жовтня 2011
Події вересня 2011
Події травня 2011
Події квітня 2011
Події січня 2011